26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Онлайн создает высокую конкуренцию парафармацевтике

Нелекарственный ассортимент в минувшем 2021 году рос невысокими темпами и прибавил всего около 4% в денежном выражении. В этом плане 2022 год существенно отличается по динамике: за 9 месяцев 2022 года — уже плюс 15%.

Нечаева Юлия
Директор отдела стратегических исследований DSM Group

Однако этот темп роста ниже, чем показатель прироста аптечной реализации лекарственных средств (плюс 20% за тот же период текущего года). Отдельно отметим, что если у лекарств мы видим прирост в упаковках, то в нелекарственном ассортименте только ценовые факторы остаются основными для той динамики, которая наблюдается.

В упаковках падение по группам в среднем составляет около –5%. Например, инко-категория (товары для ухода за взрослыми пациентами — памперсы, пеленки и др.) упала на 14% в упаковках. Продажи зубных паст и щеток сократились на 7% в натуральном выражении.

Из денежно емких групп можно отметить только некоторый ассортимент изделий медназначения, которые растут в упаковках (+2%), селективную косметику (+6%) и биодобавки (+4%).

Рост селективной косметики связан со снижением конкуренции в связи уходом многих марок с косметического рынка. БАД в упаковках растут за счет диверсификации продаж и развития аптеками категории СТМ.

Повышение спроса на данные группы как раз позволяет увеличить маржинальность современной аптечной деятельности. Ведь наценка на них в полтора–а раза выше, чем на «обычный» аптечный ассортимент.

Конечно, развитие онлайн–площадок создает высокую конкуренцию нелекарственному аптечному ассортименту: с появлением маркетплейсов у покупателя–пациента появился более широкий выбор — как в ассортиментном плане, так и по "выгодности" цен. А заказ лекарств через интернет приводит к сокращению "импульсных" аптечных покупок, которые как раз чаще всего были связаны с парафармацевтикой.

Расширение каналов продаж для БАД (например, путем их реализации в супермаркетах) — это, конечно, также угроза для аптечной организации. Но в бóльшей мере "уход" покупателя сейчас происходит в онлайн. Например, на маркетплейсы, которые могут предложить более широкий выбор необходимых позиций, причем чаще всего — даже не представленных на аптечных полках. Таким образом, объемы реализации биодобавок «привычных» производителей снижаются.

Еще одним вызовом для сегмента БАД может стать маркировка. Но это риск для производителей, продажи которых невысоки, и одновременно возможность в снижении конкуренции для ведущих компаний.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban