21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

"Отладка" системы МДЛП активно продолжается

Маркировка лекарственных средств в нашей стране длится уже почти три года. Сначала был эксперимент, в ходе которого многие внутренние процессы фармкомпаний были пересмотрены и отработаны заново.

Коробов Андрей
Директор по развитию информационных технологий АО "Промис"

Потом весь фармрынок в едином порыве бился с вопросами нанесения дополнительных данных в структуре кода маркировки на различных материалах потребительских упаковок.

В целом производственная часть сейчас отлажена. Не перестаем удивляться находчивости некоторых компаний по части применения оборудования для нанесения кодов маркировки, конструирования собственных устройств. Но, к сожалению, эти огромные усилия являются лишь частью процесса.

Мало произвести продукцию – лекарственный препарат. Еще ее необходимо промаркировать и должным образом выпустить в оборот: запросить для нее на станции управления заказами (СУЗ) дополнительные данные — криптозащиту, подготовить по форме и передать в систему МДЛП отчетность, соответствующую стадиям производства. А вот в этих вопросах все производители и остальные участники обращения лекарственных средств испытывают сложности.

Начнем с простейшего вопроса — о запросе той самой криптозащиты в СУЗ МДЛП. В своей практике часто сталкиваемся с тем, что СУЗ на запросы не отвечает, т.е. находится в так называемом неспецифицированном состоянии. Нет криптозащиты — нет возможности запустить производство. Производитель сам или с участием своего интегратора вынужден буквально проводить расследование инцидента, пытаться по крупицам восстановить ход событий, приведших к этой ситуации. К сожалению, обращение к технической поддержке уполномоченной организации не всегда дает результат. А после разрешения проблемы от технической поддержки сложно получить исчерпывающий ответ о причинах произошедшего и выполняемых корректирующих действиях.

Не менее интересные события часто развиваются после проведенной маркировки и отправки отчетов 10311 (регистрация сведений о завершении этапа окончательной упаковки), 915 (регистрация сведений об агрегировании во множество третичных упаковок), 313 (регистрация сведений о вводе ЛП в гражданский оборот), 415 (регистрация сведений об отгрузке лекарственных препаратов со склада отправителя). Система МДЛП может не принять корректно сформированные отчеты, отправленные в правильной последовательности. В такой ситуации только упорство и смекалка ИТ–специалистов фармпроизводителей и системных интеграторов помогают достичь корректного результата.

Особую озабоченность вызывает факт "рандомного", как говорят программисты, несистемного проявления таких состояний. Один и тот же выходной отчет, направленный в сторону ФГИС МДЛП в разное время, будет обработан с разным результатом. Если проводить ретроспективный анализ поступающих сведений об ошибках в работе МДЛП, изучать перечень проводимых изменений, то можно с уверенностью утверждать: "отладка" системы активно продолжается — и ждать полностью стабильной работы возможно еще придется нескоро.

Чем помог упрощенный режим? Его применение смогло значительно ускорить — и действительно упростить — движение лекарственных препаратов в товаропроводящей цепочке. Упрощенный режим позволил участникам фармрынка не дожидаться ответа системы и получения уведомлений о совершаемых отгрузках. Благодаря этим временным мерам отпала необходимость ожидать подтверждения того, что сведения о приемке успешно зарегистрированы. Схема обмена данными с ФГИС МДЛП №702 дала возможность своевременно доставить лекарственные препараты в те аптечные организации и лечебные учреждения, где была острая необходимость применения этих лекарств.

Применение упрощенного режима благоприятно сказалось и на работе самой системы: снизилась нагрузка на нее по количеству отправляемых данных.

Много дискуссий ведется на тему: каким образом упрощенный режим сказался на самой идее маркировки? И мнения здесь разные. Ведь при применении такого режима уходит на второй план основной принцип системы маркировки — прослеживаемость движения лекарственных препаратов.

Важно отметить: заметна большая работа уполномоченной организации по обслуживанию системы. С позиции интегратора решений по маркировке и разработчика программного обеспечения состояние системы МДЛП (и СУЗ в частности) за минувшие 12 месяцев значительно улучшилось. Повысилась стабильность функционирования, исправлены многие системные "детские" ошибки, проявляющиеся на начальном этапе.

На наш взгляд, предстоит решить еще много вопросов и проблем, связанных с отключением упрощенного уведомительного режима в соответствии с постановлением Правительства от 02.10.20 №1779 уже в июле этого года, — система маркировки должна заработать так, как задумывалось изначально.

Сам процесс возвращения системы МДЛП в изначальный режим является единственно верным решением для обеспечения первоначальной идеи прослеживаемости движения лекарственных средств.

Процесс управления системой масштаба ФГИС МЛДП — крайне непростой, увеличение количества данных неминуемо приведет к дополнительным нагрузкам и возможным проблемам. Насколько это будет критично, угадать сложно. Многое будет зависеть от архитектурных запасов прочности системы.

При этом мы уверены, что предстоящие сложности — рабочий момент, который необходимо пройти, со временем работа системы значительно улучшится.

Ни для кого не секрет, что в работе ФГИС МДЛП остается много нерешенных именно технических вопросов. Их причиной, по нашему мнению, является недостаточная подготовленность системы к обработке больших потоков данных. Мы прогнозируем значительные сложности в работе как самой системы МДЛП, так и смежных информационных систем участников лекобращения. Что касается последних, многое будет зависеть от того, насколько логика интеграционных связей с ФГИС МДЛП была продумана, какие компенсационные алгоритмы работы при нестабильных соединениях были заложены.

Пока же участники обращения фармпрепаратов будут вынуждены находиться в состоянии боевой готовности, стоит дополнительно уточнить, насколько их ИТ–решения готовы к изменениям. И понять, что необходимо предпринять для обеспечения стабильной работы в новых условиях.

Специализированные
мероприятия