Переход на "патент" нельзя назвать безболезненным
Маркировку многие участники фармрынка, возможно, назовут самой острой проблемой 2020 г. Но хотелось бы отметить: остается много других проблем, на которые не удалось обратить такого внимания регулятора.
Преснякова Виктория
Исполнительный директор СРО "Ассоциация независимых аптек"
Среди них и отмена наиболее востребованного аптечными организациями — субъектами малого и среднего бизнеса — налогового режима. Речь о ЕНВД.
Федеральным законом от 29.06.12 №97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"" (в последней редакции) применение этого специального режима прекращается — уже с 1 января 2021 г.
Федеральная налоговая служба рекомендует плательщикам ЕНВД перейти на патентную систему налогообложения. Регулятор объясняет свои рекомендации тем, что из всех имеющихся налоговых режимов «патент» по ряду параметров максимально схож с единым налогом (см. информацию ФНС России от 27.11.20 "Расширены возможности для применения патента в связи с отменой ЕНВД").
Кроме того, ФНС сообщает, что до принятия законов субъектов РФ о введении "патента" в соответствии с новым порядком предусмотрен переходный период, в рамках которого налогоплательщики смогут до 31 марта 2021 г. применять патентную систему по видам деятельности "розничная торговля", "общепит", "стоянка автомобилей" и "автомастерские" на расчетных условиях, максимально приближенных к действующим для ЕНВД в 2020 г.
Более привлекательным "патент" делает и продление сроков подачи заявления на его получение — до 31 декабря 2020 г. включительно (письмо ФНС России от 09.12.20 №СД-4-3/20310 «О продлении сроков подачи заявления на получение патента»), а также временное сокращение сроков выдачи патентов (письмо ФНС России от 04.12.20 №СД-4-3/19994 "О временном сокращении срока выдачи патентов"). Согласно действующим нормам, получить патент можно было в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления. Для более комфортного перехода с ЕНВД на патентную систему налоговая служба сократила срок выдачи патентов до 2 дней.
Однако есть ряд условий, при которых не все аптечные организации, применявшие ранее ЕНВД, смогут перейти на патентную систему налогообложения.
Во-первых, в отличие от ЕНВД, "патент" могут применять только индивидуальные предприниматели (такое требование установлено п. 1 ст. 346.43 НК РФ).
Во-вторых, применение патентной системы возможно только в тех регионах, где соответствующими региональными законами этот налоговый режим введен в действие (также согласно положениям статьи 346.43 НК РФ).
В-третьих, индивидуальные предприниматели, применяющие "патент", обязаны вести книгу учета доходов, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.12 №135н (ст. 346.53 НК РФ).
Кроме соблюдения иных требований, установленных гл. 26.5 НК РФ (по количеству сотрудников, максимальному доходу и т.п.), аптечным организациям следует обратить внимание на следующий момент.
Согласно разъяснениям Минфина в письмах от 06.11.12 №03-11-11/332 и от 27.01.17 №03-11-12/4167, с учетом аптечного ассортимента аптеке необходимо получать два патента:
- один — на лекарственные средства (патент на фармацевтическую деятельность);
- другой — на остальной аптечный ассортимент (патент на розничную торговлю).
Мнение министерства было поддержано судебными органами (например, постановлением Арбитражного суда от 17.05.18 №Ф05-1867/2018).
Позднее, с введением маркировки лекарственных препаратов, их реализация была выведена из-под применения льготных налоговых режимов, таких как ЕНВД и ПСН.
Таким образом, для небольших аптечных организаций, применяющих до конца 2020 г. ЕНВД, переход на "патент" (об удобстве которого так активно говорят сейчас) нельзя назвать "безболезненным" или "беспроблемным", поскольку аптекам необходимо получать два патента и вести по ним раздельный учет. А в отношении маркированных лекарственных препаратов, доля которых в аптечном ассортименте пока составляет около 30%, применять УСН или ОСН. Эти меры нанесут существенный урон экономике небольших аптек.
ФНС России также напоминает, что до 31 декабря 2020 г. необходимо изменить настройки онлайн-касс в связи со сменой налогового режима, поскольку за выдачу чеков с неверно указанной системой налогообложения предусмотрена административная ответственность по ч. 4 статьи 14.5 КоАП РФ. Несмотря на то, что подобные изменения пользователям онлайн-касс предложено вносить самостоятельно, очевидно, что у многих руководителей аптечных организаций с учетом пакета оплаченных услуг по сопровождению кассового оборудования могут возникнуть проблемы и дополнительные расходы.
Подводя итоги 2020-го, можно сказать, что такого насыщенного на изменения (и негативные последствия этих изменений) года аптеки еще не переживали. Чтобы сохранить систему лекарственного обеспечения населения посредством аптечных организаций, необходимо выстраивать конструктивный диалог органов власти с представителями аптечного сообщества и сообща решать возникающие проблемы, поскольку исключительно контрольными мероприятиями создать благоприятные условия для развития аптечного дела невозможно.