25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Перспективы роста остаются даже у небольших аптек

В моей практике, как и, уверен, у большинства коллег, прошлый год и начало года 2021–го точно получились самыми насыщенными на события и испытания в профессиональном плане.

Золотухин Евгений
Коммерческий директор аптечной сети "КИТ–фарма"

Если говорить про нашу аптечную сеть, то считаю, что нам удалось сделать очень многое. Само собой, не без ошибок, но они, к счастью, были не столь критичными.

Централизация и цифровизация основных процессов, грамотная организация склада позволили нам достаточно точно выходить из виражей "коронакризиса" и из проблем, связанных с маркировкой. Были составлены новые алгоритмы работы с ассортиментом, позволяющие оперативно искать аналоги по МНН и организовывать эффективное ценообразование. Большую роль сыграли и сложившиеся отношения с рядом дистрибуторов.

Благодаря длительной работе по оптимизации ассортимента в предыдущие годы к периоду пандемии нам удалось подойти в хорошей форме. То есть в состоянии, когда можно было находить и закупать большие партии "дефицитных" лекарств с минимальными отсрочками и на условиях предоплаты. Еще несколько лет назад, думаю, такую "встряску" мы проходили бы намного сложнее и более нервно из–за отсутствия возможности быстро перестраивать процессы, а также из–за нехватки свободных средств.

Что касается вопроса о возможной поддержке на ближайшие годы, то здесь, наверное, нужно уже просто (хотя бы на время!) оставить отрасль в покое, без потрясений. И это, вероятно, было бы лучшей поддержкой.

А сейчас — маркировка, отмена ЕНВД, дальнейшее ужесточение лицензионных требований и ответственности… И дело ближайшего времени (вероятно, уже в этом году или в начале следующего года), когда будут ограничены маркетинговые выплаты.

Очевидно, что совсем недалеко и до либерализации онлайн–торговли и доставки лекарств (в т.ч. рецептурных, тем более что такая инициатива уже прозвучала). А вслед за ними, я уверен, в очередной раз на рассмотрение в Госдуму вернется законопроект, разрешающий продажу безрецептурных препаратов в неспециализированной рознице, т.е. в супермаркетах.

Онлайн–канал будет продолжать расти и "стерилизовать" прибыль в аптечной рознице, и это неизбежно. Как бы мы ни относились к данному процессу, этот факт сегодня можно только принять. Особенно это справедливо для городов-миллионников и крупных густонаселенных регионов.

Пока непонятно, как и насколько быстро будет развиваться система электронных рецептов, страхового лекарственного обеспечения и как это скажется на аптечной деятельности в целом. Но абсолютно точно, что, как и всегда, когда между аптекой и покупателем–пациентом становится любой посредник — оператор и/или регулятор, прибыль всегда становится существенно ниже.

Ввиду последних "наказов" от первых лиц и событий на FMCG–рынке по "сдерживанию/замораживанию" цен на многие продукты питания, что–то подобное в ближайшее время можно ждать и в аптеках. Даже несмотря на то, что в отрасли давно работают списки ЖНВЛП с ограниченными наценками. Ведь попытку «отрегулировать» цены на маски и перчатки все мы с вами должны хорошо помнить… Поэтому, к огромному сожалению, в плане законодательных инициатив и экономической ситуации для классической аптеки крайне мало позитивных новостей.

В то же время у меня есть идея, что сам аптечный рынок может начать рост, даже несмотря на всю экономическую ситуацию, за счет увеличения потребления лечебно–профилактических и lifestyle аптечных товаров. У нас еще есть существенный потенциал роста с точки зрения "перехода" населения к ЗОЖ (и в целом более физически активному образу жизни), а также развития профилактической медицины.

Ведь важная часть этого — прием лекарств (тех же витаминов и микроэлементов), применение медтехники (здоровому человеку также нужен, например, контроль артериального давления, в особенности в период перегрузок), и других товаров для здоровья.

Если говорить про перспективы малой и средней аптечной розницы, то возможности для работы все еще есть. По-прежнему крайне важна локация. Но уже и место не гарантирует прибыльности, если собственники и/или руководство не обладают должными компетенциями и технологиями в области основных процессов: управления ассортиментом, ценообразованием, продажами, программой лояльности (привлечением и удержанием клиентов), финансами.

Как бы кто ни относился к ассоциациям, но они внесли огромный вклад в поддержание небольших аптечных сетей и единичных аптек и по–прежнему продолжают играть огромную роль в их работе. Участие в них при взвешенном здравом подходе действительно выручает малую и среднюю аптечную розницу. В частности, АСНА в свое время первая отреагировала своим появлением на "прорыв" федералов и не дала провести быстрый захват рынка, дав своим участникам и маркетинг, и технологии. И, что самое главное, логику ведения бизнеса. Это помогло ассоциации организовать сильное сообщество предпринимателей с верой в будущее.

Также есть ощущение, что фармрынок готов к новым форматам или подходам к организации аптек. Как вариант, становиться полноценными ритейлерами и самостоятельно управлять торговыми площадями, обеспечивающими покупательский поток в той или иной локации (где возможно приобрести и лекарства, и продукты питания, например, диетического). Использовать пункты самовывоза крупнейших онлайн-ритейлеров и прочую социальную инфраструктуру.

Один из похожих проектов недавно продемонстрировала та же АСНА, объединив в рамках действующего законодательства на одной площади магазин продуктов здорового питания, аптеку, кофейню, постаматы.

Другой вариант — развитие аптечного бизнеса вместе с собственными или партнерскими медицинскими кабинетами/небольшими медцентрами, медпунктами, что обеспечит синергию в привлечении посетителей–пациентов и формировании их лояльности.

Это только часть возможных примеров. В целом вариантов для развития немало, но все они требуют компетенций, свободных денежных средств и, что самое главное, предпринимательской энергии. Открытие и/или дальнейшее развитие "просто аптек" без выкристаллизованной идеи с бизнес–моделью, без позиционирования и современных коммуникаций с клиентом с каждым годом становится все менее целесообразно.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban