21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Перспективы роста остаются даже у небольших аптек

В моей практике, как и, уверен, у большинства коллег, прошлый год и начало года 2021–го точно получились самыми насыщенными на события и испытания в профессиональном плане.

Золотухин Евгений
Коммерческий директор аптечной сети "КИТ–фарма"

Если говорить про нашу аптечную сеть, то считаю, что нам удалось сделать очень многое. Само собой, не без ошибок, но они, к счастью, были не столь критичными.

Централизация и цифровизация основных процессов, грамотная организация склада позволили нам достаточно точно выходить из виражей "коронакризиса" и из проблем, связанных с маркировкой. Были составлены новые алгоритмы работы с ассортиментом, позволяющие оперативно искать аналоги по МНН и организовывать эффективное ценообразование. Большую роль сыграли и сложившиеся отношения с рядом дистрибуторов.

Благодаря длительной работе по оптимизации ассортимента в предыдущие годы к периоду пандемии нам удалось подойти в хорошей форме. То есть в состоянии, когда можно было находить и закупать большие партии "дефицитных" лекарств с минимальными отсрочками и на условиях предоплаты. Еще несколько лет назад, думаю, такую "встряску" мы проходили бы намного сложнее и более нервно из–за отсутствия возможности быстро перестраивать процессы, а также из–за нехватки свободных средств.

Что касается вопроса о возможной поддержке на ближайшие годы, то здесь, наверное, нужно уже просто (хотя бы на время!) оставить отрасль в покое, без потрясений. И это, вероятно, было бы лучшей поддержкой.

А сейчас — маркировка, отмена ЕНВД, дальнейшее ужесточение лицензионных требований и ответственности… И дело ближайшего времени (вероятно, уже в этом году или в начале следующего года), когда будут ограничены маркетинговые выплаты.

Очевидно, что совсем недалеко и до либерализации онлайн–торговли и доставки лекарств (в т.ч. рецептурных, тем более что такая инициатива уже прозвучала). А вслед за ними, я уверен, в очередной раз на рассмотрение в Госдуму вернется законопроект, разрешающий продажу безрецептурных препаратов в неспециализированной рознице, т.е. в супермаркетах.

Онлайн–канал будет продолжать расти и "стерилизовать" прибыль в аптечной рознице, и это неизбежно. Как бы мы ни относились к данному процессу, этот факт сегодня можно только принять. Особенно это справедливо для городов-миллионников и крупных густонаселенных регионов.

Пока непонятно, как и насколько быстро будет развиваться система электронных рецептов, страхового лекарственного обеспечения и как это скажется на аптечной деятельности в целом. Но абсолютно точно, что, как и всегда, когда между аптекой и покупателем–пациентом становится любой посредник — оператор и/или регулятор, прибыль всегда становится существенно ниже.

Ввиду последних "наказов" от первых лиц и событий на FMCG–рынке по "сдерживанию/замораживанию" цен на многие продукты питания, что–то подобное в ближайшее время можно ждать и в аптеках. Даже несмотря на то, что в отрасли давно работают списки ЖНВЛП с ограниченными наценками. Ведь попытку «отрегулировать» цены на маски и перчатки все мы с вами должны хорошо помнить… Поэтому, к огромному сожалению, в плане законодательных инициатив и экономической ситуации для классической аптеки крайне мало позитивных новостей.

В то же время у меня есть идея, что сам аптечный рынок может начать рост, даже несмотря на всю экономическую ситуацию, за счет увеличения потребления лечебно–профилактических и lifestyle аптечных товаров. У нас еще есть существенный потенциал роста с точки зрения "перехода" населения к ЗОЖ (и в целом более физически активному образу жизни), а также развития профилактической медицины.

Ведь важная часть этого — прием лекарств (тех же витаминов и микроэлементов), применение медтехники (здоровому человеку также нужен, например, контроль артериального давления, в особенности в период перегрузок), и других товаров для здоровья.

Если говорить про перспективы малой и средней аптечной розницы, то возможности для работы все еще есть. По-прежнему крайне важна локация. Но уже и место не гарантирует прибыльности, если собственники и/или руководство не обладают должными компетенциями и технологиями в области основных процессов: управления ассортиментом, ценообразованием, продажами, программой лояльности (привлечением и удержанием клиентов), финансами.

Как бы кто ни относился к ассоциациям, но они внесли огромный вклад в поддержание небольших аптечных сетей и единичных аптек и по–прежнему продолжают играть огромную роль в их работе. Участие в них при взвешенном здравом подходе действительно выручает малую и среднюю аптечную розницу. В частности, АСНА в свое время первая отреагировала своим появлением на "прорыв" федералов и не дала провести быстрый захват рынка, дав своим участникам и маркетинг, и технологии. И, что самое главное, логику ведения бизнеса. Это помогло ассоциации организовать сильное сообщество предпринимателей с верой в будущее.

Также есть ощущение, что фармрынок готов к новым форматам или подходам к организации аптек. Как вариант, становиться полноценными ритейлерами и самостоятельно управлять торговыми площадями, обеспечивающими покупательский поток в той или иной локации (где возможно приобрести и лекарства, и продукты питания, например, диетического). Использовать пункты самовывоза крупнейших онлайн-ритейлеров и прочую социальную инфраструктуру.

Один из похожих проектов недавно продемонстрировала та же АСНА, объединив в рамках действующего законодательства на одной площади магазин продуктов здорового питания, аптеку, кофейню, постаматы.

Другой вариант — развитие аптечного бизнеса вместе с собственными или партнерскими медицинскими кабинетами/небольшими медцентрами, медпунктами, что обеспечит синергию в привлечении посетителей–пациентов и формировании их лояльности.

Это только часть возможных примеров. В целом вариантов для развития немало, но все они требуют компетенций, свободных денежных средств и, что самое главное, предпринимательской энергии. Открытие и/или дальнейшее развитие "просто аптек" без выкристаллизованной идеи с бизнес–моделью, без позиционирования и современных коммуникаций с клиентом с каждым годом становится все менее целесообразно.

Специализированные
мероприятия