16.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
16.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Платить врачам не за количество, а за качество

Для пациента сложность системы ОМС в том, что ему нужно заводить еще один документ с набором цифр для новой базы данных и в регионах эта база до последнего времени не была стандартизована.

Звонков Андрей
Врач с 30-летним стажем, член Союза писателей России

В московских ЛПУ, например, существуют три базы (ЕМИАС и еще две — ППО и МСИС), в которые должен быть внесен "пользователь медицинских услуг".

Сложность прикрепления и открепления тоже создает условия для конфликтов. Деньги на ДЛО идут не по линии соцобеспечения, а из Фонда ОМС, и это также создает массу сложностей. Нет единого реестра и единого финансирования. Нет единых тарифов. С одной стороны, понятно — мегаполисы по уровню потребностей выше, но речь все–таки идет о лечении больного! Вообще ФОМС — это гигантская кормушка для чиновников, управляющих им, а также для руководителей организаций, подключенных к ОМС, как страховых компаний, так и самих ЛПУ.

Тарифы ОМС в нашей специальности (я долгое время работал на неотложке) абсолютно неадекватны. Сложность неотложной помощи (не скорой), отсутствие надбавок за работу на автотранспорте (так называемых "колесных"), отсутствие страховки от нападения на вызове (больного или родственников), работа в одиночку (по сути, нужен фельдшер или медсестра), но при этом за двоих — врача и среднего медицинского работника… Все это не учитывается.

На мой взгляд, чтобы улучшить работу системы здравоохранения, необходимо, в первую очередь, разделить виды медицинской помощи. Установить деление на экстренную (и ввести ее в программу ОМС для скорой, если случай произошел с гражданином РФ), неотложную (обострение хронических заболеваний, требующее неотложной помощи врача или фельдшера), плановую (амбулаторную и стационарную), сезонную и социальную (патронаж и уход за больными, нуждающимися в паллиативной медицине).

Да–да, прежде всего, нужно разделить "мух" и "котлеты". Помощь, которую человек обязан получать бесплатно, — это определенный оптимум, который позволяет или не болеть, или быстро выздоравливать. Диспансеризации, прививки (плановые и эпидемические, а также профессиональные)… Финансирование такой помощи должно идти напрямую из бюджета. Вне ФФОМС.

А в ОМС должна войти оплата медицинской помощи в случае внезапного заболевания, выявления болезни (чтобы людям не приходилось заниматься сбором средств на операции — это позор!), а также лечения в экстренных случаях (ДТП, бытовая травма и т.п.).

На социальную помощь — уход и паллиативную медпомощь силами ЛПУ — должны быть выделены финансы из другого фонда.

Что касается ОМС на скорой и в стационарах…Стационары совершенно нормально пользуются финансированием от медицинского страхования, нужно только пересчитать регламенты и виды помощи — разделить помощь по уходу и плановую медпомощь.

Скорую же нужно однозначно отделить от финансирования ОМС! И ограничить ее сферу работы помощью экстренной и реанимационной. Средства на нее надо выделять не из ФОМС, а из государственного бюджета. И зарплаты медиков формировать не из количества вызовов, а из готовности и качества оказания помощи.

Ситуация с помощью "03" на самом деле абсурдна. По приказу, спасать должны всех. Но если пациент — не гражданин РФ, то вроде как можно и не спасать, ведь эту работу не оплатят, вызов как бы "за свой счет". Но отказать в помощи нельзя, и, к тому же, это уголовное дело.

Сейчас "03" получает доход от ОМС за каждый выезд и потому отбирает львиную долю вызовов у неотложки. Ведь народ по привычке звонит "03"!

Поэтому летом на неотложке — традиционный "провал" в количестве вызовов. Врачи вынуждены мудрить, обзванивать бабушек и напрашиваться на выезд, хоть давление померить, тогда как повторы (если кто-то по 3–5 раз за сутки) не оплачиваются. Только один вызов в день к одному пациенту.

Страховые компании не хотят платить, поэтому периодически производят проверку карт и находят, что они неправильно оформлены, плохой почерк, не те лекарства, отклонение от стандарта и т.п. ("Нечитабельность" — один из критериев дефектной карты.) Все это не оплачивается, плюс налагается штраф, который изымает деньги не у администрации, а из фонда оплаты труда всей подстанции скорой помощи.

Необходимо отключить такой параметр качества помощи, как оформление медицинских документов! Это как раз результат взаимодействия скорой помощи с ОМС. Фонд старается урезать выплаты, опираясь на бюрократические придирки.

 

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
Omni farma