27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Тема номера

По ценам на лекарства нужны не ограничения, а дотации

На мой субъективный взгляд, в системе ценообразования на лекарственные препараты (как в аспекте формирования цен, так и в вопросе их регулирования) уже на старте содержались некоторые неточности.

Шульга Ярослав
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group

Если мы вспомним, как все начиналось, то придем к следующему положению: на такие–то позиции такая–то наценка для всей цепочки от производителя до аптеки не может быть больше, чем столько-то. Здесь налицо классический подход — ограничение "наценки сверху". И неудивительно, что еще до того, как означенное решение обрело силу правовой нормы, многие эксперты фармотрасли предупреждали: уже на этапе производства от ряда препаратов будет проще попросту отказаться. И исчезнут те лекарства, которые наиболее доступны по цене.

Про вымывание медикаментов "малого" ценового сегмента было сказано и написано уже очень много. Но есть и другой фактор — не количественный, а качественный. Любое предприятие так или иначе стремится к экономии, а она может быть как разумной и оправданной, так и запредельной, отрицательно и в неприемлемых масштабах влияющей на качество производимой продукции. Как вы думаете, к какой экономии может привести ограничение "наценки сверху" жесткими цифрами?

Конечно, первоначальный подход к лекарственному ценообразованию постарались скорректировать, но и сегодня у него остается целый ряд слабых мест. Еще один "минус", относящийся к формированию цен на медикаменты уже косвенно, — положение аптечных учреждений.

С одной стороны, аптеки отнесены к "коммерции", с другой стороны, для данных «коммерческих предприятий» действуют ограничения в ценообразовании, что характерно уже не торговле, а государственным, дотационным, социальным структурам… Такой подход тоже не совсем правилен. Особенно с учетом размеров административных штрафов для аптечной организации и невозможности использовать спецрежимы налогообложения после введения маркировки на лекпрепараты. Как результат — вынужденное (чтобы избежать закрытия аптеки) повышение цен на иные наименования, лежащие вне сферы ценового регулирования. Это в лучшем случае.

Получается, что вся система ценообразования не функционирует по принципу наибольшего благоприятствования участникам лекарственного обращения (от завода до покупателя–пациента), а "переносит" проблему высокой цены с пациента на остальные звенья в цепочке передвижения препаратов. На мой взгляд, правильные действия в данной ситуации — не "ограничить", а "дотировать" и "поддержать". Учредить (а точнее, вернуть) специальные налоговые режимы, установить налоговые вычеты за участие в процессе производства и реализации лекарств, назначить субсидии наиболее нуждающимся организациям (например, тем же аптекам в сельской местности и в удаленных районах)… Список предложенных мер — далеко не полный.

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
О почтальонах-медиках и профессии провизора
 Мнение специалиста

Гладкова Елена

Генеральный директор ООО «Аптека 245», президент Самарской областной фармацевтической ассоциации

К вопросу о параметрах успеха в последипломном обучении
 Мнение специалиста

Егорова Светлана

Доктор фармацевтических наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации Казанского государственного медицинского университета

Диалог с будущими специалистами: взгляд фармпрома
 Мнение специалиста

Сазонова Мария

Директор по персоналу Renewal (АО «ПФК Обновление»)

Высшее фармобразование: путь к карьерным вершинам
 Мнение специалиста

Трибунский Александр

Директор по развитию образовательного портала для провизоров и фармацевтов Pharmznanie.ru

Сохранение здоровья граждан важная роль провизора
 Мнение специалиста

Ладутько Юлия

Декан фармацевтического факультета, и.о. директора Методического симуляционно-аккредитационного центра СПХФУ

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma