26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Побочным эффектам ЛС наш пациент уделяет мало внимания

В глазах наших пациентов аптека — лицо всего фармацевтического рынка. Сюда обращаются и с проблемами, и за консультацией, и с жалобами.

Игнатьева Нелли Валентиновна
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС)

Роль аптеки в системе фармаконадзора заключается в регистрации жалоб на побочные реакции лекарств. Осуществлять мониторинг ЛС — наш профессиональный долг, согласно нормам законодательства. В соответствии со статьей 64 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств":

  • лекарственные препараты, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации, подлежат мониторингу безопасности в целях выявления возможных негативных последствий их применения, предупреждения пациентов и их защиты от применения таких препаратов;
  • мониторинг безопасности лекарственных препаратов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на всех этапах их обращения на территории Российской Федерации;
  • субъекты обращения лекарственных средств обязаны сообщать в установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядке обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарственных препаратов;
  • за несообщение или сокрытие перечисленных сведений лица, которым они стали известны по роду их профессиональной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все субъекты рынка обязаны оповещать орган, осуществляющий контроль, обо всех фактах нежелательных, побочных реакций. Жалобы изначально должны исходить от пациентов. Практика этих норм законодательства —  наше завтра. Положения действуют с 2010 г., но не работают в полном объеме. Полная передача системы фармаконадзора в ведение Росздравнадзора — логичное, долгожданное и положительное решение.

Функция сбора сообщений о побочных эффектах у пациентов аптеке действительно необходима. Но отдельный специалист для ее осуществления — это не рационально. Вполне логично объединение сбора информации для задач фармаконадзора и выполнения внутреннего контроля над обеспечением качества лекарств в аптеках — ранее обязательного, уполномоченным по качеству. Чтобы воплотить эту идею в жизнь, необходима норма в подзаконных актах. Отмененный Отраслевой стандарт правил розничной торговли определял обязанности уполномоченного по качеству. К сожалению, иным документом они в настоящее время не закреплены. Но правильно, что наши аптеки сохраняют такую функцию, ведь это одна из необходимых задач самоинспектирования, выполнения лицензионных норм, обязательных для всех аптечных организаций.

К сожалению, сообщения посетителей о побочных эффектах — редкое явление для аптеки. Наши пациенты уделяют недостаточно внимания нежелательным реакциям на прием лекарств. Информацию обо всех побочных действиях нужно доводить до сведения, в первую очередь, врачебного сообщества. Мы же обязаны ставить в известность государственные органы, но, увы, эта норма поведения не практикуется должным образом.

Прием лекарств должен осуществляться только по назначению врача. Но у нас каждый разбирается в политике и футболе. И каждый сам себе врач. Отсутствие должного терапевтического эффекта от приема препарата — это, в первую очередь, результат безответственного самолечения. Уберечь же себя от "ненужных" ЛС наши пациенты могут, лишь обращаясь своевременно к врачу и посещая только те аптечные организации, которые заслужили доверие своей работой. Важно помнить о правильном хранении лекарственных препаратов в домашних условиях и правильном режиме их приема, внимательно знакомиться с инструкцией по применению. Пациент должен помнить, что главный капитал каждого — здоровье, что относиться к себе нужно ответственно. Сотрудники аптек обязаны давать консультации по приему и хранению лекарств, показывать посетителям свой профессионализм.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban