Побочным эффектам ЛС наш пациент уделяет мало внимания
Игнатьева Нелли Валентиновна
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС)
Роль аптеки в системе фармаконадзора заключается в регистрации жалоб на побочные реакции лекарств. Осуществлять мониторинг ЛС — наш профессиональный долг, согласно нормам законодательства. В соответствии со статьей 64 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств":
- лекарственные препараты, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации, подлежат мониторингу безопасности в целях выявления возможных негативных последствий их применения, предупреждения пациентов и их защиты от применения таких препаратов;
- мониторинг безопасности лекарственных препаратов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на всех этапах их обращения на территории Российской Федерации;
- субъекты обращения лекарственных средств обязаны сообщать в установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядке обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарственных препаратов;
- за несообщение или сокрытие перечисленных сведений лица, которым они стали известны по роду их профессиональной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все субъекты рынка обязаны оповещать орган, осуществляющий контроль, обо всех фактах нежелательных, побочных реакций. Жалобы изначально должны исходить от пациентов. Практика этих норм законодательства — наше завтра. Положения действуют с 2010 г., но не работают в полном объеме. Полная передача системы фармаконадзора в ведение Росздравнадзора — логичное, долгожданное и положительное решение.
Функция сбора сообщений о побочных эффектах у пациентов аптеке действительно необходима. Но отдельный специалист для ее осуществления — это не рационально. Вполне логично объединение сбора информации для задач фармаконадзора и выполнения внутреннего контроля над обеспечением качества лекарств в аптеках — ранее обязательного, уполномоченным по качеству. Чтобы воплотить эту идею в жизнь, необходима норма в подзаконных актах. Отмененный Отраслевой стандарт правил розничной торговли определял обязанности уполномоченного по качеству. К сожалению, иным документом они в настоящее время не закреплены. Но правильно, что наши аптеки сохраняют такую функцию, ведь это одна из необходимых задач самоинспектирования, выполнения лицензионных норм, обязательных для всех аптечных организаций.
К сожалению, сообщения посетителей о побочных эффектах — редкое явление для аптеки. Наши пациенты уделяют недостаточно внимания нежелательным реакциям на прием лекарств. Информацию обо всех побочных действиях нужно доводить до сведения, в первую очередь, врачебного сообщества. Мы же обязаны ставить в известность государственные органы, но, увы, эта норма поведения не практикуется должным образом.
Прием лекарств должен осуществляться только по назначению врача. Но у нас каждый разбирается в политике и футболе. И каждый сам себе врач. Отсутствие должного терапевтического эффекта от приема препарата — это, в первую очередь, результат безответственного самолечения. Уберечь же себя от "ненужных" ЛС наши пациенты могут, лишь обращаясь своевременно к врачу и посещая только те аптечные организации, которые заслужили доверие своей работой. Важно помнить о правильном хранении лекарственных препаратов в домашних условиях и правильном режиме их приема, внимательно знакомиться с инструкцией по применению. Пациент должен помнить, что главный капитал каждого — здоровье, что относиться к себе нужно ответственно. Сотрудники аптек обязаны давать консультации по приему и хранению лекарств, показывать посетителям свой профессионализм.