16.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
16.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

Подорожание кредитов ударило по дистрибутору и фармпрому

В 2016 г. лекарства вероятнее всего продолжат дорожать, как, впрочем, и другие продукты и услуги, зависимые от валютной составляющей.

Ефимов Дмитрий
Генеральный директор АО "Нижфарм", старший вице–президент STADA по России, СНГ и странам Юго–Восточной Европы

Производители, дистрибуторы, аптечные сети стараются скомпенсировать реальные потери при производстве и продаже препаратов из Перечня ЖНВЛП прибылью, которую получают от препаратов, не входящих в список. Все это приводит к тому, что рынок растет, но исключительно за счет повышения цен за препараты, не входящие в ЖНВЛП, и падает в упаковках.

Касательно спроса мы видим тенденции, что потребление в некоторых нишах, в основном, верхнего ценового сегмента, пошло на убыль; с другой стороны, это компенсируется ростом в более низких ценовых сегментах.

В фарме кризис ощущается, как в любой другой отрасли.

Проблему в производстве определяют две составляющие. Во–первых, импортное сырье, субстанции, оборудование. Второй фактор — высокие ставки по кредиту. Не столько производители, сколько наши оптовые партнеры очень сильно зависят от кредитных денег, повышение ставок сильно ударило по рентабельности дистрибуторского звена и, как следствие, отозвалось и на производителях.

Производить лекарства в России — безусловно, дешевле, чем ввозить их, тем более в такие непростые для рубля времена. Все это так, но с одной лишь оговоркой: мы говорим лишь о той части себестоимости, которая связана с рублевой составляющей — накладные расходы производства и небольшая часть закупаемых в России материалов (упаковки и сырья). Эти расходы сравнительно небольшие, все–таки большая часть закупок — это импорт, и тут мы как локальный производитель мало что выигрываем.

В целом же обвала рынка не наблюдается. Возможно, это связано с тем, что на продуктах, алкоголе и лекарствах люди экономят в последнюю очередь.

Препараты из Перечня ЖНВЛП составляют 40% нашего портфеля. В связи с этим мы ежегодно в установленном законом порядке подаем документы на изменение цены. Поскольку относимся к процедуре очень аккуратно, то отказов не получали.

Другое дело, что индексация предусмотрена не выше уровня официальной инфляции, что не позволяет компенсировать рост производственных издержек, особенно в кризисное время.

Наша ценовая стратегия не изменилась, мы, как многие другие производители, за счет повышения цен на продукты, не входящие в список ЖНВЛП, стараемся каким-то образом скомпенсировать свои потери от фиксации цен на жизненно важные препараты.

С другой стороны, здесь мы говорим преимущественно об ОТС-сегменте, где нет возможности поднимать цены постоянно, поскольку игра идет по рыночным законам. По большому перечню продуктов мы просто не можем повысить цену в силу высокой конкуренции.

Если говорить в целом, то фармацевтический рынок не существует обособленно от экономики страны, поэтому его перспективы пока видятся очень туманными. Нынешняя ситуация сложна тем, что основные проблемы — политические и экономические — напрямую связаны с нашей страной в отличие, например, от кризиса 2008 г., который накрыл Россию подобно взрывной волне.

Однако если каждая компания выберет правильную антикризисную стратегию, то и рынок будет более–менее стабилен. Вариантов не так много, но все–таки есть несколько направлений, в которых можно развиваться даже в такие непростые времена.

Во–первых, это локализация для тех, кто еще не успел этого сделать. Препараты со статусом российского производства в силу последних изменений в законодательстве имеют преимущества на рынке госзакупок.

Во–вторых, работа с издержками. Сейчас появляются гораздо больше поводов задуматься о внутренней эффективности и навести порядок в своих процессах. Такая работа над собой формирует здоровую природу компании и помогает оставаться на плаву.

И, наконец, любая ситуация, связанная с ослаблением национальной валюты, это возможности для экспорта. Безусловно, экспортный потенциал не развивается по щелчку пальцев, но именно сейчас у российских производителей есть возможности полноценно заявить о себе на экспортных рынках, пусть даже сначала в дженериковом сегменте. Экономика подталкивает двигаться в этом направлении.

У аптеки, оптового звена, равно как и у производителя существует четкий алгоритм работы с ценами на ЖНВЛП. Производитель обязан зарегистрировать предельные отпускные цены, оптовик и аптека ограничены размером наценки на эти препараты.

Если где–то цены на препараты из Перечня растут быстрее, чем это позволено, то ответственным может быть любая компания из этой товаропроводящей цепочки.

У производителя практически нет шансов продавать жизненно важные препараты по ценам выше зарегистрированных — технически отгрузить не получится. В оптовом и розничном звене наверно чуть больше возможностей для нарушений, но, насколько мне известно, как оптовики, так и розница серьезно проверяются по данным фактам нарушений. И какой–то массовой проблемы в этой сфере мы не наблюдаем.

Сейчас в России 75% рынка лекарственных препаратов — коммерческий сегмент. По сути, это означает, что лекарственное обеспечение подавляющего большинства населения финансируется из кармана самих пациентов. В то время как в большинстве развитых стран все–таки существуют более эффективные механизмы лекарственного обеспечения — соплатежи или иные страховые формы возмещения.

Отсутствие полномасштабной системы лекарственного обеспечения в России делает крайне проблематичным доступ населения к высокоэффективной современной лекарственной терапии, особенно это касается пациентов с тяжелыми или хроническими заболеваниями.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг