05.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
05.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Пока потребитель и аптека идут в разных направлениях

Говоря о фармацевтической отрасли, в первую очередь, надо думать о наших пациентах. Ради этого я и пошел работать в Комитет по охране здоровья Госдумы. Какие требования у тех, кто покупает лекарственные средства?

Елыкомов Валерий
Член Комитета по охране здоровья Государственной Думы ФС РФ

Необходимые препараты должны элементарно быть в аптеках, соответствовать заявленному качеству и продаваться по доступной цене.

Вокруг этих трех постулатов и должна "разворачиваться" фармацевтическая отрасль.

Основная проблема, существующая сегодня в фармации, — резкое разделение коммерческих и государственных аптек. Государственная — имеет более узкий ассортимент товара и находится в другом правовом поле, нежели частная. Ведь закупка проводится по Федеральному закону №44-ФЗ.

А это значит — государственная аптека сначала показывает, что у нее есть деньги, затем объявляет конкурс, проходит все процедуры, получает лекарственные средства, — и только после всего этого процесса пускает препараты в продажу. Обороты у государственной аптеки идут с продажи лекарственных средств — значит, активов для увеличения ассортиментных позиций у нее просто нет. И это первый минус действующего законодательства.

Второй минус — конкурсные процедуры длятся продолжительное время. А учитывая, что есть сезонные наценки на ряд препаратов, закупленный в конце концов ассортимент может оказаться неактуальным или… полученным по более высокой цене. Так что фактор времени для аптек играет свою роль.

Первое, что необходимо сделать для решения этих вопросов, — уравнять в правовом поле коммерческий и государственный сектор розницы фармотрасли. Поскольку распространить закон на частников не получится, необходимо вывести государственные аптеки из зоны его действия.

Кроме того, единственные структуры, которые имеют право заниматься изготовлением лекарственных средств, — фармпроизводители. Сегодня фармбизнес — это, в основном, крупные производители и центры крови, где изготавливаются препараты на основе компонентов крови.

Однако часть препаратов могли бы готовить аптечные предприятия — ведь это одна из их непосредственных функций. Но скажите, кто будет самостоятельно катать те же свечи, хранить их, покупать дорогущее фармсырье, получать в конце концов лицензию?

Проще купить широко разрекламированные готовые формы и продавать их пациентам по более высокой цене. А ведь еще несколько лет назад у нас спокойно делались на малом аптечном производстве мази, кремы, свечи, порошки по индивидуальным прописям. Отдельные государственные аптеки, которых становится все меньше и меньше, пытаются это делать и сегодня, чаще всего в убыток себе.

Однако, на мой взгляд, — это дискриминация. Таким образом, мы позволяем зарабатывать на легкой продаже дорогих препаратов частникам и окончательно загоняем в угол муниципальные аптеки.

На мой взгляд, за одним столом должны встретиться экономисты, представители Федеральной налоговой службы, Минздрава, Росздравнадзора и профессиональных ассоциаций, представляющих негосударственные аптеки. Следует договориться: если хотим, чтобы аптеки выполняли определенные функции, они должны быть дотируемыми. Если речь о рентабельности — нужна возможность закупок без конкурса для всех.

Только в этом случае население поймет нашу политику. Пока потребители-пациенты и аптечный бизнес идут совершенно в разных направлениях. 

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг