Пока потребитель и аптека идут в разных направлениях
Елыкомов Валерий
Член Комитета по охране здоровья Государственной Думы ФС РФ
Необходимые препараты должны элементарно быть в аптеках, соответствовать заявленному качеству и продаваться по доступной цене.
Вокруг этих трех постулатов и должна "разворачиваться" фармацевтическая отрасль.
Основная проблема, существующая сегодня в фармации, — резкое разделение коммерческих и государственных аптек. Государственная — имеет более узкий ассортимент товара и находится в другом правовом поле, нежели частная. Ведь закупка проводится по Федеральному закону №44-ФЗ.
А это значит — государственная аптека сначала показывает, что у нее есть деньги, затем объявляет конкурс, проходит все процедуры, получает лекарственные средства, — и только после всего этого процесса пускает препараты в продажу. Обороты у государственной аптеки идут с продажи лекарственных средств — значит, активов для увеличения ассортиментных позиций у нее просто нет. И это первый минус действующего законодательства.
Второй минус — конкурсные процедуры длятся продолжительное время. А учитывая, что есть сезонные наценки на ряд препаратов, закупленный в конце концов ассортимент может оказаться неактуальным или… полученным по более высокой цене. Так что фактор времени для аптек играет свою роль.
Первое, что необходимо сделать для решения этих вопросов, — уравнять в правовом поле коммерческий и государственный сектор розницы фармотрасли. Поскольку распространить закон на частников не получится, необходимо вывести государственные аптеки из зоны его действия.
Кроме того, единственные структуры, которые имеют право заниматься изготовлением лекарственных средств, — фармпроизводители. Сегодня фармбизнес — это, в основном, крупные производители и центры крови, где изготавливаются препараты на основе компонентов крови.
Однако часть препаратов могли бы готовить аптечные предприятия — ведь это одна из их непосредственных функций. Но скажите, кто будет самостоятельно катать те же свечи, хранить их, покупать дорогущее фармсырье, получать в конце концов лицензию?
Проще купить широко разрекламированные готовые формы и продавать их пациентам по более высокой цене. А ведь еще несколько лет назад у нас спокойно делались на малом аптечном производстве мази, кремы, свечи, порошки по индивидуальным прописям. Отдельные государственные аптеки, которых становится все меньше и меньше, пытаются это делать и сегодня, чаще всего в убыток себе.
Однако, на мой взгляд, — это дискриминация. Таким образом, мы позволяем зарабатывать на легкой продаже дорогих препаратов частникам и окончательно загоняем в угол муниципальные аптеки.
На мой взгляд, за одним столом должны встретиться экономисты, представители Федеральной налоговой службы, Минздрава, Росздравнадзора и профессиональных ассоциаций, представляющих негосударственные аптеки. Следует договориться: если хотим, чтобы аптеки выполняли определенные функции, они должны быть дотируемыми. Если речь о рентабельности — нужна возможность закупок без конкурса для всех.
Только в этом случае население поймет нашу политику. Пока потребители-пациенты и аптечный бизнес идут совершенно в разных направлениях.