Поправки в НАП раскрывают содержание фармконсультирования
Фармацевтическое консультирование в целом является сложной дискуссионной проблемой, что обусловлено определенными негативными взглядами врачебного сообщества. Поэтому нормативно-правовое регулирование фармацевтического консультирования представляется особенно актуальным.
Котлярова Анна
Ассистент кафедры фармакологии с курсом фармации факультета дополнительного профессионального образования Рязанского государственного медицинского университета
Прежде всего стоит отметить, что консультирование покупателей по применению лекарственных препаратов существует со времен появления первых аптек. Это не новое понятие, и с давних пор оно знакомо каждому работнику аптечной организации.
Но только после утверждения Надлежащей аптечной практики (НАП) (приказ Минздрава России от 31.08.16 №647н) и профессионального стандарта "Провизор" (приказ Минтруда России от 09.03.16 №91н) требование фармацевтического консультирования закрепилось законодательно и стало относиться к основным функциям фармработников.
В настоящее время в правила НАП готовятся внести поправки. Разработан проект нормативно-правового акта и формируется текст его окончательного варианта. С ним можно ознакомиться на портале нормативных актов https://regulation.gov.ru/. Когда проект Приказа в представленной для общественного обсуждения версии, вступит в законную силу, подпункт "в" п. 15 приказа Минздрава России от 31.08.16 №647н станет значительно подробнее.
Давайте сравним действующую редакцию определения фармацевтического консультирования с проектом изменений (дополнения к уже существующим функциям выделены жирным шрифтом).
Определение фармацевтического консультирования (приказ Минздрава России |
Вносимые изменения |
Фармацевтическое консультирование — доступ к информации о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, в т.ч. о правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях. |
Фармацевтическое консультирование о рациональном применении лекарственных препаратов, включая консультации о правилах приема и режиме дозирования лекарственных препаратов, взаимодействии с другими лекарственными препаратами и (или) пищевыми продуктами, хранении лекарственных препаратов в домашних условиях, правилах эксплуатации медицинских изделий в домашних условиях с учетом эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие, содействие при выборе лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта, и других товаров аптечного ассортимента, выявление жалоб, требующих консультации врача, а также о возможности реализации лекарственных препаратов дистанционным способом. |
Новая редакция раскрывает содержание «фармацевтического консультирования» и, по сути, дает фармацевтическому работнику указание на то, как следует работать с посетителями.
На сегодня ни один нормативно–правовой акт не описывает четкого алгоритма или схемы действий при консультировании и рекомендациях ЛС. Нет универсального решения для каждой ситуации или симптома, поэтому аптекам приходится руководствоваться собственными навыками, знанием и видением того, в чем же заключается консультация посетителей.
При анализе нового определения фармацевтического консультирования происходит конкретизация трудовой функции. Это хороший тренд — чем более четко в нормативно-правовых актах определены обязанности аптечного работника, тем лучше.
Кроме того, стоит отметить, что началась работа по созданию определенной базы для осуществления рационального фармацевтического консультирования, например, Министерство здравоохранения РФ составило перечень взаимозаменяемых лекарственных средств, которым должен пользоваться фармацевтический работник. Данный документ может быть применен для обоснования рациональной замены в рамках одного МНН, причем варианты выбора имеют доказательную базу и основаны на результатах исследований на биоэквивалентность. Также имеется информация о группах пациентов, для которых данная замена неприемлема, что существенно повысит качество оказанной помощи, т.к. будет способствовать переходу к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в т.ч. за счет рационального применения лекарственных препаратов.