Порождение онлайн–игроков, проверить которых будет трудно
Недзвецкая Елена
Директор по маркетингу ПАО "Аптечная сеть 36,6"
Применительно к российскому фармацевтическому ритейлу этот тренд еще не достиг своего максимума. В первую очередь из–за законодательных ограничений на доставку лекарств "до двери". Заказ сегодня может быть оформлен онлайн, но выкупить и получить его можно только в аптеке через фармацевта.
Сегодня на онлайн–продажи в России приходится не более 4% всей реализации безрецептурных лекарств, что далеко от аналогичного показателя многих европейских стран. Например, в Австрии эта цифра составляет порядка 10%, а в Германии — почти 15%.
Тем не менее игнорирование этого канала неизбежно приведет к потере части аудитории, которая уже привыкла к поиску и приобретению товаров онлайн. Поэтому мы в сетях "36,6" и "ГорЗдрав" активно развиваем как онлайн-сервисы заказа и бронирования лекарств, так и мобильные приложения аптек наших брендов для быстрого и простого поиска необходимых лекарственных препаратов.
Не будучи ограниченными размерами полок, через свою интернет–аптеку мы можем транслировать значительно больший ассортимент с подробной информацией для покупателей–пациентов.
Что касается сотрудничества с аптечными агрегаторами — на данный момент среди них нет единого, который бы аккумулировал у себя объем заказов, сравнимый хотя бы с оборотом небольшой или средней аптечной сети. Мы работаем с ведущими аптечными и справочными сервисами, но в масштабах нашей сети доля заказов из них пока незначительна. В основном, справочные ресурсы и сервисы бронирования используются для поиска и заказа редких госпитальных препаратов.
С полной легализацией доставки лекарств «до двери» мы ожидаем появление на рынке 100%–ных онлайн–игроков, у которых проверить, например, источники поставки лекарств или соблюдение норм их перевозки и хранения будет уже затруднительно.
Это, на наш взгляд, может привести к росту числа инцидентов, связанных с неправильным употреблением лекарств или продажей некачественной продукции, что снизит доверие пациента ко всей отрасли в целом.
Мы, разумеется, готовы начать дистанционные продажи лекарств с доставкой, когда это будет разрешено на законодательном уровне. С учетом нашего покрытия в Московском регионе, думаю, не составит труда обеспечить оперативную доставку онлайн–заказов. Мы анализируем несколько сценариев и можем сказать, что во всех из них стоимость последней мили не приведет к повышению розничных цен.
Не думаем, что в ближайшем будущем неаптечные организации смогут составить нам существенную конкуренцию — по крайней мере, в сегменте именно лекарственных средств. Все–таки значимость доверия покупателя к продавцу в нашем случае имеет очень большое значение.
Нужно также помнить, что очень высокий вклад в продажи именно лекарственного ассортимента вносит та экспертность, которой обладают провизоры и фармацевты. Ведь в России в случае не очень серьезных заболеваний к сотрудникам аптек обращаются даже чаще, чем к врачам. Что касается парафармации, да, вероятность, конечно, есть, но в этом сегменте аптечная сеть "36,6" уже сейчас конкурирует с food и бьюти–ритейлом, поэтому критичного влияния на аптечную отрасль это не окажет.