15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Порождение онлайн–игроков, проверить которых будет трудно

Как и в любой другой отрасли, в фармации сегодня дистанционные каналы продаж занимают с каждым годом все большую долю рынка.

Недзвецкая Елена
Директор по маркетингу ПАО "Аптечная сеть 36,6"

Применительно к российскому фармацевтическому ритейлу этот тренд еще не достиг своего максимума. В первую очередь из–за законодательных ограничений на доставку лекарств "до двери". Заказ сегодня может быть оформлен онлайн, но выкупить и получить его можно только в аптеке через фармацевта.

Сегодня на онлайн–продажи в России приходится не более 4% всей реализации безрецептурных лекарств, что далеко от аналогичного показателя многих европейских стран. Например, в Австрии эта цифра составляет порядка 10%, а в Германии — почти 15%.

Тем не менее игнорирование этого канала неизбежно приведет к потере части аудитории, которая уже привыкла к поиску и приобретению товаров онлайн. Поэтому мы в сетях "36,6" и "ГорЗдрав" активно развиваем как онлайн-сервисы заказа и бронирования лекарств, так и мобильные приложения аптек наших брендов для быстрого и простого поиска необходимых лекарственных препаратов.

Не будучи ограниченными размерами полок, через свою интернет–аптеку мы можем транслировать значительно больший ассортимент с подробной информацией для покупателей–пациентов.

Что касается сотрудничества с аптечными агрегаторами — на данный момент среди них нет единого, который бы аккумулировал у себя объем заказов, сравнимый хотя бы с оборотом небольшой или средней аптечной сети. Мы работаем с ведущими аптечными и справочными сервисами, но в масштабах нашей сети доля заказов из них пока незначительна. В основном, справочные ресурсы и сервисы бронирования используются для поиска и заказа редких госпитальных препаратов.

С полной легализацией доставки лекарств «до двери» мы ожидаем появление на рынке 100%–ных онлайн–игроков, у которых проверить, например, источники поставки лекарств или соблюдение норм их перевозки и хранения будет уже затруднительно.

Это, на наш взгляд, может привести к росту числа инцидентов, связанных с неправильным употреблением лекарств или продажей некачественной продукции, что снизит доверие пациента ко всей отрасли в целом.

Мы, разумеется, готовы начать дистанционные продажи лекарств с доставкой, когда это будет разрешено на законодательном уровне. С учетом нашего покрытия в Московском регионе, думаю, не составит труда обеспечить оперативную доставку онлайн–заказов. Мы анализируем несколько сценариев и можем сказать, что во всех из них стоимость последней мили не приведет к повышению розничных цен.

Не думаем, что в ближайшем будущем неаптечные организации смогут составить нам существенную конкуренцию — по крайней мере, в сегменте именно лекарственных средств. Все–таки значимость доверия покупателя к продавцу в нашем случае имеет очень большое значение.

Нужно также помнить, что очень высокий вклад в продажи именно лекарственного ассортимента вносит та экспертность, которой обладают провизоры и фармацевты. Ведь в России в случае не очень серьезных заболеваний к сотрудникам аптек обращаются даже чаще, чем к врачам. Что касается парафармации, да, вероятность, конечно, есть, но в этом сегменте аптечная сеть "36,6" уже сейчас конкурирует с food и бьюти–ритейлом, поэтому критичного влияния на аптечную отрасль это не окажет.

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
Omni farma