03.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
03.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Потребность в фармацевтах будет расти

Лисицкий Дмитрий

Директор фармацевтического техникума СПХФУ

На мой взгляд, провизор как специалист с высшим образованием должен детально изучать процессы, связанные с «жизненным циклом лекарства». То есть с разработкой, производством, регистрацией, контролем качества (на любых этапах — от создания химической субстанции и исследований доклинического этапа на токсичность и специфическую активность до клинических испытаний с участием пациентов), продвижением, дистрибуцией лекарственных препаратов и иных товаров аптечного ассортимента.

Глубокие знания провизора в области биологии, знание молекул растительного, химического или биотехнологического происхождения, оказывающих воздействие на организм человека, могут послужить стимулом для разработки новых препаратов и коррекции патологий, которые ранее не поддавались лечению. Поэтому в первую очередь стоит пересмотреть подходы к обучению такого специалиста и выделить наиболее перспективные направления.

Ими могут быть, например:

  • дистрибуция и фармацевтическая логистика;
  •  управление аптечной сетью на различных уровнях;
  • управление качеством на всех стадиях жизненного цикла лекарственного препарата (фармацевтическая система качества);
  • контроль качества лекарств и товаров аптечного ассортимента на всех уровнях (создание, производство, доклинические, клинические и постмаркетинговые исследования);
  • разработка новых молекул, «потенциальных» лекарственных средств;
  • регистрация препаратов;
  • продвижение лекарств и парафармацевтики.

Также нельзя не отметить, что уже несколько лет наблюдается стабильный рост числа студентов СПО по специальности «Фармация». Он идет одновременно с расширением аптечной сети России: только за последний год по всей нашей стране было открыто 1,3 тысячи аптек готовых лекформ. По состоянию на 2023 год общая численность контингента будущих фармацевтов в нашей стране составляла 52 706 человек (более 70% из которых получали образование на контрактной основе). А с 2014 по 2021 год количество выпускников школ, принятых в организации среднего профобразования для обучения фармацевтическому делу, выросло на целую четверть.

Наверное, свою роль здесь сыграло также принятие в 2021 г. нового ФГОС СПО по специальности 33.02.01 «Фармация» и сокращение срока обучения фармацевтов на один год.

В перспективе мы прогнозируем устойчивый рост количества выпускников со средним фармацевтическим образованием и предполагаем, что в ближайшие годы данная тенденция положительно скажется на решении проблемы кадрового голода в аптеках Санкт-Петербурга. Например, в 2024 г. наш техникум выпустил более 300 специалистов среднего звена.

В связи с открытием большого количества аптек (в первую очередь, сетевых, где применяются корпоративные стандарты) и развитием онлайн-торговли лекарствами действительно с высокой вероятностью будет увеличиваться потребность в «линейных» фармработниках со средним профильным образованием. Ее рост связан и с изменением маркетинговой политики в аптеках, а именно с такими тенденциями, как:

  • переход на автоматизированный заказ со склада с использованием технологий ИИ;
  • автоматизация процессов доставки;
  • окращение логистических цепочек;
  •  централизованное управление аптекой из офиса;
  • «кустовой» метод заведования (когда одна заведующая руководит несколькими близко расположенными аптечными точками).

Отсюда возникает необходимость усилить роль сотрудников центрального офиса: они должны обладать управленческими и цифровыми навыками, а также хорошо знать законодательные нормы в области организации и ведения фармацевтической деятельности, правила в сфере дистрибуции и отпуска лекарственных препаратов. Кроме того, сегодня нужны специалисты в области фармацевтической логистики, цифровизации рабочих процессов.

Возможным решением кадрового вопроса отрасли может стать рациональное применение механизма целевого обучения, при котором аптечная сеть может заключить договор с каждым студентом на выгодных для обеих сторон условиях и тем самым обеспечить себя кадрами на будущее.

Сегодня же ситуация с целевым набором в системе подготовки фармкадров следующая: количество студентов, обучающихся на данной основе, составляет лишь около 15%. То есть можно сказать, что такая практика почти не используется потенциальными фармацевтическими работодателями.

СПХФУ и университетский фармацевтический техникум совместно с партнерами–аптечными сетями выстраивают взаимодействие по выработке подходов для применения целевого обучения как инструмента «закрытия» кадровой потребности и параллельно адаптируют содержание образовательных программ к квалификационным запросам работодателей. Такая деятельность ведется в сфере как среднего, так и высшего профильного образования (например, образовательные траектории СПО-ВО для обеспечения ускоренной подготовки фармкадров).

В целом же сотрудничество университета и техникума с представителями отрасли идет по нескольким направлениям, помимо традиционных — практики студентов и участия отраслевых экспертов в экзаменационных комиссиях. Это:

  • совместная работа по учебным программам. В нее входят, например, внешний аудит таких программ, участие работников отрасли в самом образовательном процессе, а также практическое обучение, при котором индустриальные партнёры предоставляют студентам базы практик либо стажировок, а выпускникам — рабочие места для выпускников;
  • профориентационные мероприятия для абитуриентов и обучающихся (экскурсии, ярмарки вакансий, чемпионаты, квесты, квизы и др.), помогающие повысить интерес к фармацевтическим профессиям и специальностям;
  • совместное развитие университетской инфраструктуры (создание учебных аудиторий, размещение в них современного оборудования и т.д.). Например, благодаря поддержке аптечных сетей «Эркафарм Северо-Запад», «Невис» и «Вита» в 2023 году были открыты 4 обновленные учебные аудитории — симуляционные аптеки, где студенты могут выполнять манипуляции, связанные с последующей трудовой деятельностью. А благодаря фармпроизводителю «Вертекс» созданы 2 новые учебные химические лаборатории для подготовки лаборантов по контролю качества лекарств, оснащённые тягами, водяными банями и специальным оборудованием. В 2024 г. планируется передача оборудования от «Биокад» (ранее производственная компания сделала ремонт в аудитории технологии изготовления лекформ и оснастила её современным оборудованием для контроля качества препаратов);
  • поддержка различных мероприятий, в том числе молодежных инициатив (конкурсы, олимпиады, выставки и др.), где студенты могут проявить себя, показать свои навыки и умения.

В планах дальнейшего развития — усиливать работу по данным направлениям, продолжать создание учебных производственных и тренинговых площадок непосредственно на предприятиях, а также согласовывать процесс теоретического обучения с практическими навыками, необходимыми на рабочем месте. И, подчеркну еще раз, расширять возможности применения механизма целевого обучения.