24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Правовая подготовка фармспециалиста выходит на первый план

Практикующие специалисты — фармацевты и провизоры — обычно в первую очередь (и особенно в начале работы) сталкиваются со сложностями в общении с покупателями–пациентами.

Гайсаров Артур
Доцент кафедры УЭФ Башкирского государственного медицинского университета

И со спецификой фармацевтического консультирования — в различных ситуациях и для различных категорий посетителей. Добавим к этому отсутствие подробного правового регулирования процедуры фармконсультирования.

Также провизорам порой не хватает знаний о современном ассортименте аптечных организаций. В первую очередь, речь идет об ассортименте нелекарственном.

Нельзя забывать о том, что работа с этими группами товаров аптечного ассортимента также входит в должностные обязанности фармработников. Если лекарственные препараты изучаются студентами в рамках нескольких дисциплин (в первую очередь, фармакологии и фармакотерапии), то знакомство студентов с другими современными товарами аптечного ассортимента (медицинскими изделиями, биологически активными добавками, парфюмерно–косметическими средствами и др.) должно осуществляться в рамках медицинского и фармацевтического товароведения, элективных и факультативных курсов.

У многих выпускников (особенно в крупных городах) есть возможность сразу начать работу в крупных аптеках (аптечных центрах), ассортимент которых достигает более 10 тыс. наименований. Следовательно, важная задача подготовки современного провизора — научить его разбираться в особенностях этих товаров и уметь применять свои знания при консультировании покупателей. Очень важно, чтобы знания даже начинающего специалиста были системными, академическими (в лучшем смысле этого слова) и при этом направленными на практическую применимость. Это позволит ему грамотно классифицировать различные группы нелекарственного ассортимента и верно понимать их специфические особенности.

Нельзя оставлять такую подготовку исключительно на "учебу" в аптеке и на получение информации от медицинских представителей. В идеале, к моменту получения диплома у провизора не должно остаться "белых пятен" в современном аптечном ассортименте.

Также важной является правовая подготовка будущих специалистов. Современный аптечный работник должен четко знать права и обязанности — как свои, так и покупателя. Он должен уметь решать в правовом поле вопросы, возникающие в процессе работы.

Законодательство в области фармацевтической деятельности регулярно обновляется, поэтому на первый план выходит умение провизора проводить мониторинг возможных изменений в НПА и принимать соответствующие решения. Например, фармспециалист должен понимать, что если какое–то фармакологически активное вещество законодательно переводится в статус наркотических средств или психотропных веществ, то с момента вступления в силу такого НПА нахождение лекарственных препаратов с данным веществом в аптеке, не имеющей соответствующей лицензии, будет незаконным. Следовательно, как только стало известно о таком правовом акте, аптеке необходимо принять решение о заблаговременном "избавлении" от подобных препаратов.

Конечно, сейчас нет проблем с опубликованием и доступом к новым нормативным правовым актам и их проектам. Весь вопрос — в развитии у будущих провизоров навыков работы с правовой информацией, а также со справочно-правовыми системами, из которых можно получать необходимую информацию для принятия соответствующих решений в аптеке. Провизоры должны уметь работать с информационными письмами Росздравнадзора, проводить мероприятия для осуществления фармаконадзора, мониторинга безопасности медицинских изделий и др. Всему этому им нужно научиться еще до получения диплома.

А ведь правовые нормы в нашей сфере постоянно обновляются. И здесь не то что недостаточно повышения квалификации 1 раз в 5 лет, даже при 50-часовом обучении каждый год можно пропустить правовые новеллы.

Еще хотелось бы отметить: ситуацию с новыми НПА, конечно, помогают отслеживать "офисы" аптечных сетей и специализированные СМИ. Но ведь все равно, разумеется, остаются "одиночные" аптеки, где все (возможно, даже и бухгалтерский учет) лежит на провизорах и заведующем. Особенно если владелец такой аптеки не является специалистом здравоохранения.

Здесь правовая подготовка провизора — уже фактор выживания.

На мой взгляд, увеличить число образовательных программ для выпускников–провизоров нужно и на этапе послевузовского образования. На протяжении многих лет специальности интернатуры/ординатуры ограничиваются фармацевтической технологией, фармацевтической химией и фармакогнозией, управлением и экономикой фармации. При этом, например, своего часа ждет организация обучения особенностям работы в аптеках медицинских организаций, имеющих определенную специфику.

Также важно отметить, что обучение провизоров по программам ординатуры, в первую очередь, направлено на подготовку специалистов для осуществления фармацевтической деятельности, под которой, согласно законодательству, подразумевается работа организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптек. В то же время провизоры могут претендовать на занятие должностей, например, в фармацевтических компаниях. На уровне имеющихся сегодня специальностей ординатуры данные вопросы не всегда получается рассматривать в достаточно полном объеме.

С другой стороны, провизоры могут получить интересующие их знания и навыки при продолжении своего обучения в магистратуре, например, по экономическим, финансовым, юридическим специальностям и др. Однако здесь может возникать сложность в разнице базовой подготовки — по сравнению с бакалаврами соответствующих специальностей, которые также продолжают свое обучение. У провизоров могут начаться трудности как перед вступительными экзаменами в магистратуру по вышеуказанным специальностям, так и в процессе обучения, т.к. они не изучали ряд тех учебных дисциплин, с которыми уже хорошо знакомы их однокурсники.

Следовательно, выходом из сложившейся ситуации была бы разработка специализированных программ магистратуры (соответствующих профилей), направленных, в первую очередь, на провизоров и способных дать им знания, умения и навыки в новых сферах деятельности. В этом случае можно учесть особенности подготовки провизоров, их уровень знаний после окончания обучения по программе специалитета, и самое главное — обучить их новой специальности с учетом специфики фармацевтической отрасли.

Наконец, новые знания, умения и навыки провизоры могут получить в рамках обучения по программам профессиональной переподготовки. Речь идет о создании программ, которые бы позволили в достаточно краткие сроки подготовить специалистов по отдельным направлениям работы. Для провизоров это могут быть "основы фармаконадзора, фармацевтического маркетинга, финансового менеджмента" и др.

Правовая база выходит на первый план еще в одном вопросе, который может обещать аптеке серьезные кадровые сложности. Речь о дистанционной торговле и т.н. "фармацевтических курьерах".

Очевидно, что курьер без медицинского/фармацевтического образования не сможет провести грамотное фармацевтическое консультирование покупателя. При этом в настоящее время проведение фармацевтического консультирования предусмотрено как правилами НАП, так и правилами отпуска лекарственных препаратов.

В то же время покупатель–пациент мог бы задать интересующие вопросы фармацевтическим работникам аптеки, в которой он заказал доставку препарата на дом. Однако консультировать по телефону может быть сложнее. И к тому же у первостольника могут быть другие неотложные дела: очередь в аптеке, приемка поступивших товаров и т.д.

Решением проблемы в данном случае могло бы быть возложение функций по консультированию "дистанционных" покупателей–пациентов на отдельных сотрудников с фармацевтическим образованием: например, работающих в справочной службе аптечной сети. Тогда звонок или интернет-обращение в справочную службу аптеки мог бы быть переадресован данным специалистам. Но такой подход, по всей видимости, смогут обеспечить только крупные аптечные сети. К тому же, очень желательно будет заранее решить ряд юридических вопросов, связанных с возможностью дистанционного консультирования.

Вопрос о возрождении аптечного изготовления лекарственных препаратов и, соответственно, о решении кадрового вопроса в этой области — также имеет значительную правовую составляющую. Необходимость восстановить экстемпоральное изготовление лекарств особенно видна при отсутствии аналогов промышленного производства на российском фармацевтическом рынке. В начале года, например, активно обсуждался вопрос об организации изготовления в аптеках детских обезболивающих лекарственных препаратов. Однако для результата необходимо как дополнительное обучение медицинских и фармацевтических работников, так и продуманное правовое регулирование процесса изготовления и отпуска таких препаратов.

Врачи должны знать, какие именно экстемпоральные препараты они могут выписать пациентам, как это правильно сделать, а также учесть наличие соответствующих фармацевтических субстанций в производственных аптеках региона. Фармацевтические же работники должны организовать правильное хранение субстанций наркотических веществ, фармацевтическую экспертизу выписанных рецептов и непосредственное изготовление и отпуск таких препаратов. То есть необходима продуктивная связь между регулятором, медицинскими и фармацевтическими работниками. Только в этом случае можно обеспечить изготовление в аптеках лекарственных препаратов, так необходимых, например, педиатрическим пациентам, а также юридическую безопасность специалистов здравоохранения в этом процессе.

Специализированные
мероприятия