Преференции очевидные и невероятные
Беспалов Николай Владимирович
Директор по исследованиям и консалтингу ЦМИ «Фармэксперт»
Предположениям не суждено было сбыться, в рамках программы доля российских компаний оказалась даже ниже, чем в среднем на рынке. Более того, после старта программы, на протяжении последующих трех лет доля российской продукции в этом сегменте рынка снизилась почти в три раза и эта динамика изменилась только начиная с 2009 г.
В этом же году была официально утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 г., больше известная как «Фарма-2020», и впервые вступил в действие официальный документ, который предоставлял российским производителям ЛП преференции при участии в госзакупках в размере 15%. Они предполагают, что если на один аукцион выходят два идентичных препарата, один из которых российский, а другой иностранный, то, даже если стоимость этих препаратов равна, российский считается дешевле на 15% и соответственно при определении победителя получает приоритет. С тех пор действие документа несколько раз продлевалось, подготовлен такой документ и на 2013 г. Однако воспользоваться им в полной мере российские компании фактически не могут, т.к. постановление действует только на протяжении года, при этом вступает в силу традиционно в конце марта – начале апреля, т.е. тогда, когда значительная часть наиболее крупных аукционов уже отыграна. Более того, недобросовестные участники торгов давно выработали целый ряд механизмов, с помощью которых тендерная документация заранее составляется таким образом, чтобы выиграл четко определенный игрок, но это уже тема отдельного разговора.
Часто звучит вопрос, а нужна ли вообще поддержка отечественной фармацевтической промышленности, нужны ли преференции и другие меры по развитию этой отрасли экономики. Ответ здесь однозначен – разумеется, да! Во-первых, Россия одна из немногих стран мира, которая обладает технологиями и опытом разработки инновационных ЛП, во-вторых, только имея собственное фармацевтическое производство, можно гарантированно обеспечивать необходимые качество и доступность ЛП для системы здравоохранения, и наконец, – это огромный бизнес, по уровню прибыльности сопоставимый с ТЭК, здесь можно и нужно зарабатывать деньги для экономики страны. Кроме того, развитие этого направления стимулирует развитие множества сопряженных отраслей, в т.ч. не имеющих прямого отношения к системе здравоохранения. Кстати, опыт стимулирования внутреннего производства используется в большинстве развитых стран, например, порядка 20–25 лет назад появилась система преференций на фармрынке Германии – в результате ее реализации множество немецких компаний не только упрочили свои позиции внутри страны, но и вышли на международный уровень. При этом потенциал развития российского рынка чисто в денежном выражении гораздо выше немецкого.
Таким образом, появление в феврале 2013 г. инициативы Минпромторга об ограничении доступа к госзакупкам тех иностранных ЛП, для которых зарегистрированы два и более российских аналога, не выглядит чем-то удивительным, а скорее служит продолжением глобальной стратегии развития российского фармрынка, сформулированной еще 5 лет назад. Забегая вперед, следует сказать, что если бы эта норма была внедрена в действие в 2012 г., то доля российской продукции на тех рынках, которые связаны с госзакупками (госпитальный рынок и льготное лекарственное обеспечение), выросла бы с 24 до 43%, причем сделано это было бы по сути одним росчерком пера. Увы, инициатива Минпромторга получила ряд отрицательных отзывов со стороны большинства заинтересованных ведомств, включая ФАС и, скорее всего, в текущем виде принята не будет.
Тем не менее, эта инициатива ярко демонстрирует, в каком направлении будет развиваться рынок государственных закупок. Очевидно, что в долгосрочной перспективе существующая система преференций будет трансформироваться, становясь все более значимым фактором победы в аукционах для компаний, имеющих российское гражданство. Большинство участников рынка это хорошо понимает, при этом подавляющее большинство крупных иностранных фармкомпаний в настоящее время завершают строительство собственных предприятий в нашей стране, и в период с 2014 по 2016 г. продукция этих предприятий начнет поступать на рынок. Такая продукция должна получить статус российской, и может рассчитывать на все преференции, которые к тому моменту будут существовать, так что без современных препаратов потребители не останутся.
Опасения относительно того, что мощности российских предприятий могут не справиться с ростом спроса на российскую продукцию, по сути, беспочвенны, особенно учитывая скорый ввод в эксплуатацию десятков новых современных предприятий, тем более что даже существующие мощности ряда российских компаний имеют солидный резерв для увеличения объемов производства. Кроме того, даже в текущем виде все преференции применяются только к тем препаратам, которые имеют адекватную замену, и потребители в любом случае получат аналог сопоставимого качества.
При этом, к сожалению, в России до сих пор не решена проблема с переходом на стандарты GMP, но справедливости ради отметим, что эта проблема касается не самого факта наличия стандарта GMP – абсолютное большинство крупных российских фармацевтических предприятий уже работают в соответствии с этими требованиями, а скорее вопросов сертификации и признания факта наличия сертификата. То есть фактически все упирается в наличие административной системы, для разработки которой времени пока более чем достаточно, главное, чтобы на то была соответствующая политическая воля.