Преференции производителям субстанций должны быть адресными
Шапиро Евгения
Генеральный директор "ПСК Фарма"
Успех правила "второго лишнего" напрямую зависит от эксперимента по прослеживаемости, предполагающего создание системы контроля фармсубстанций. Главное, что должен показать проект, — не только наличие необходимого оборудования и ввоз того или иного сырья, но и фактическое создание субстанции (т.е. ее синтез на заводе в России). В любом другом случае отрасль просто столкнется с монополией наиболее "ресурсных" игроков. Таких, у которых есть дополнительные средства на закупку дорогостоящих российских ингредиентов или организацию внутреннего производства АФС для собственных нужд.
Для эксперимента логично выбрать ряд наименований, посмотреть результаты наблюдения за ними и только потом пошагово двигаться дальше, распространяя проект на другие категории. Начать можно с препаратов из перечня стратегически значимых. Но прежде стоит актуализировать сам перечень, т.е. исключить из него позиции, не находящиеся в обращении три года и дольше. Когда эта задача будет выполнена, потребуется оценить влияние "второго лишнего" по каждому препарату из СЗЛС в отдельности. Это необходимо для того, чтобы новое правило не отражалось на себестоимости выпуска социально значимых лекарств и их конечная цена не стала выше для пациента. Важно не допустить и дефектуры данных продуктов. Ведь задача государства и фармпроизводства – обеспечить пациенту качественную и доступную фармакотерапию. А цель предложенного правительством проекта – стимулировать выпуск отечественных лекарств по полному циклу.
В любом случае «пилот» по прослеживаемости субстанций — тот процесс, который должен обнадежить, что производитель действительно произвел, осуществил синтез этой субстанции именно в том объеме, которые позволяют технологические мощности его завода. Для этого требуется максимальная прозрачность подтверждения самого факта синтеза АФС, чтобы все могли убедиться: выпускаемый продукт является полностью российским. А значит, и пациент, и врачебное сообщество могут не сомневаться в лекарственной безопасности при любых условиях развития мировой политики.
Мы уверены, что дополнительные преференции отечественным производителям фармсубстанций должны быть адресными. Во избежание монополии данная мера не должна распространяться на препараты, уже производимые по полному циклу и входящие в перечень СЗЛС, поскольку более подготовленные компании, естественно, окажутся в выигрышном положении.
На форуме "Биотехмед" мы выдвинули предложение, которое поддержал регулятор: увеличение пошлин на импортные субстанции и другие важные компоненты для создания лекарственных препаратов. Когда у производителя есть возможность выбора поставщика АФС за рубежом или в России, предпочтение часто отдается закупке субстанций в дружественных странах, поскольку стоимость сырья у них в десятки (а то и в сотни раз) ниже за счет больших объемов производства. Ввод пошлин позволит несколько трансформировать ситуацию и стимулировать приобретение именно отечественных АФС у своих соотечественников.
Еще одна возможная принимаемая мера для развития национального производства фармсубстанций — понижение ставки налога на прибыль для локальных производителей сырья и производителей полного цикла. Это позволит компенсировать компаниям часть затрат на организацию производства именно по полному циклу.
Что касается нашего опыта, то мы изначально выстраивали свою стратегию с ориентиром на полный цикл. Но выпускать субстанции планируем для своих нужд, т.е. производство АФС должно стать частью нашего технологического процесса. Например, у нас создан блок по химсинтезу субстанций, а вот блок для биопродуктов мы формируем вместе с Фондом развития промышленности. На условиях софинансирования фонд выделил нам 500 миллионов рублей под 1% годовых.
В любом случае, решая вопрос о необходимых субстанциях, каждый производитель прежде всего старается справиться с задачей: как, соблюдая новые правила, не снижать, а сохранить объемы производства и реализации лекарственных препаратов и не увеличивать при этом их "итоговую" цену. Ведь все мы понимаем: лекарства — это социально значимая продукция.