Тем не менее, она смогла успешно преодолеть этот непростой период и достойно ответить на возникшие рыночные вызовы, считают участники секции "В фокусе 2016", прошедшей в рамках делового медико–фармацевтического форума на ежегодной выставке "Аптека 2016".
По различным прямым и косвенным данным, приходящим из регионов, можно судить о том, что кризис на российском фармацевтическом рынке закончился. Самый крупный — розничный коммерческий сегмент фармрынка — по итогам 9 месяцев этого года составил в конечных ценах с учетом надбавок 610 млрд руб. (+8,5% по сравнению с тем же периодом 2015 г.). Госпитальный рынок составил около 110 млрд руб. (–6,8%). Третий по объему — рынок льготного лекарственного обеспечения — составил 89 млрд руб. (+10%). В сумме все сегменты фармрынка составляют достаточно внушительную цифру в 809 млрд руб. Это на 6,3% больше, чем годом ранее. Налицо заметный рост.
Меняется структура роста розничного коммерческого сегмента фармрынка. В 2015 г. его рост составил 12,8%, причем он был обеспечен инфляцией, которая достигла 22,8%, т.е. ростом цен на лекарства. А прирост рынка в натуральном выражении показал отрицательную величину (–6,1%).
За I полугодие 2016 г. рост коммерческого сегмента составил 6,3%, инфляция снизилась до 7,1%, прирост рынка в натуральном выражении был отрицательным, но всего лишь 1%. По итогам трех кварталов ситуация стала еще более обнадеживающей. Рост коммерческого сегмента увеличился до 8,5%, инфляция снизилась еще больше — до 6,4%, и, наконец, прирост рынка в натуральном выражении вышел из минуса и составил 1,2%.
Эти показатели позволяют судить об окончании кризиса на фармрынке, считает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Инфляция неуклонно снижается, исправляется ситуация со спросом на лекарства, фармрынок растет.
Цены и их регулирование, что вполне понятно, традиционно являются одной из самых животрепещущих тем. Наценки на рецептурные препараты, ОТС–препараты и БАД плавно и почти синхронно снижаются. Это дополнительный довод в пользу того, что кризис на фармрынке миновал.
Аптечные учреждения имеют возможность снижать наценки, понимая, что за счет роста спроса можно больше заработать. Наценки на БАД составляют 43,3%, на безрецептурные препараты — 29,4%, а на рецептурные — рекордно низкие за всю историю фармрынка 23,2%. Это данные в среднем по России, в регионах они различаются. А причины роста цен на лекарства, по мнению Н.В. Беспалова, нужно искать не в аптеках, где наценки невысоки, а в других звеньях обращения лекарственных препаратов: прежде всего, в оптовой торговле и на этапе производства, поскольку основные расходы по продвижению своей продукции несет производитель.
Немало копий в этом году было сломано по поводу необходимости поддержать производителей дешевых лекарственных препаратов. Звучали различные предложения: разовая индексация цен на ЛП в сегменте менее 50 руб., выделение целевых субсидий производителям таких препаратов, отмена ценового регулирования на эти ЛП.
Доля дешевых лекарств в ценовом сегменте менее 50 руб. постепенно снижается, дешевые препараты «вымываются» с рынка, но ситуация не столь драматична, как это пытаются показать отдельные представители российского фармрынка, считает эксперт. В 2014 г. такие препараты в структуре розничного коммерческого рынка занимали 6,2%, по итогам 9 месяцев текущего года — около 5,7%. Сокращение составило всего 0,5%.
Но почему–то сокращение доли ЛП стоимостью от 50 до 200 руб. не вызывает такой бурной реакции, а оно гораздо более весомое — с 23,5% в 2014 г. до 18,4% по итогам трех кварталов этого года, т.е. на 5,1%. Произошло это за счет того, что препараты подорожали и перешли в более высокий ценовой сегмент. Но предложений стабилизовать ситуацию на данном уровне в этом году не звучало.
Однако все упомянутые предложения относительно ЛП в сегменте до 50 руб. так и остались предложениями. В итоге после всех дискуссий заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец выступила с заявлением о том, что индексации дешевых лекарств не будет, цены сохранятся на прежнем уровне. А участники фармрынка остались в недоумении, зачем потребовалось такое длительное обсуждение, чтобы в итоге сохранить статус–кво.
Но рынок жил не только регуляторными предложениями, происходило много других событий, например, так называемые ценовые войны. Наиболее известный случай, попавший в поле зрения СМИ, — противостояние фармдистрибуторов "Катрен" и "Пульс". Но бывают и другие, менее масштабные, случаи, которые не становятся достоянием гласности, но, тем не менее, отражаются на рынке. Пострадать от этого могут и крупные, и мелкие компании.
Определяющая тенденция на российском фармрынке — процесс импортозамещения. Кризис спровоцировал резкий рост спроса на продукцию отечественного производства. Российским компаниям удалось сделать настоящий прорыв. На рынок один за другим выводятся импортозамещающие отечественные ЛП, в т.ч. в сегменте высокозатратных нозологий.
За 9 месяцев 2016 г. произведено готовых лекарственных препаратов на 225 млрд руб. Это больше, чем объем производства за весь докризисный 2014 г.
Все это привело к тому, что доля российской продукции на рынке в целом за 9 месяцев 2016 г. составила 30,5%, что на 3,3% больше, чем годом ранее. А в 2015 г. она составляла 27,2%, и это на 4,2% больше, чем в 2014 г.
На первый взгляд прирост может показаться незначительным. Но если посмотреть на предыдущую историю развития российского фармрынка, то можно увидеть, что в лучшем случае отечественные препараты могли рассчитывать на прирост не более 0,5%. И поэтому годовой прирост в 3–4% — весьма показательный и обнадеживающий факт.
В разных сегментах рынка динамика импортозамещения различна. Например, в рознице доля отечественных препаратов составляет 29,8%. Это чуть меньше, чем на рынке в целом, но все–таки и здесь она приближается к психологическому порогу в 30%.
Это весьма обобщенные результаты. Но они были обеспечены конкретными усилиями конкретных компаний.
В качестве иллюстрации можно привести несколько примеров замещения импортных ЛП в рамках отдельных МНН. В 2013–2014 гг. на рынке бортезомиб на 100% был представлен импортным препаратом. В настоящее время 63% занимает препарат с этим действующим веществом, который выпускается компанией "Ф–Синтез".
В тот же период времени эпоэтин бета более чем наполовину (примерно на 60%) также был представлен зарубежным ЛП. Сейчас долю на рынке в 54% в рамках данного МНН занимает "Фармапарк".
Отечественные компании долго не могли занять нишу на рынке препаратов с действующим веществом трастузумаб. Ситуация начала меняться в 2015 г. К настоящему времени компании "Биокад" удалось буквально вырвать 16% этого сегмента рынка. И вряд ли она на этом остановится.
Картина развития фармрынка в 2016 г. была бы неполной без товаропроводящего звена.
Не все дистрибуторские компании сумели пережить кризис, для кого–то он оказался фатальным. С декабря 2014 г. по сентябрь 2015 г. ушло несколько фармдистрибуторов ("Империя–Фарма", "Ориола КД", Alliance Healhcare, "Грама"), освободив 12,1% рынка. Но свято место пусто не бывает, и эту долю быстро заняли более удачливые игроки.
Среди российских фармдистрибуторов по итогам трех кварталов 2016 г. в лидерах «Протек» (доля на рынке — 17,7%, прирост по сравнению с тем же периодом 2014 г. — 3,7%). Уже упомянутые компании «Катрен» и «Пульс» на втором и третьем местах. «Катрен» занимает 17,5% рынка, ее прирост составил 0,5%. Доля «Пульса» на рынке скромнее — 11,8%, но компания увеличивает обороты: ее прирост достиг 2,3%. В целом по итогам 9 месяцев этого года 15 ведущих отечественных фармдистрибуторов показали прирост 8,8% на рынке прямых поставок.
Ведущие оптовые компании интегрируются в другие сегменты рынка, прежде всего, в розничный, создавая соответствующие подразделения. И даже те из них, которые раньше не делали этого по принципиальным или иным соображениям, меняют свою позицию. В текущем году компания "Р–Фарм" открыла три аптечных учреждения в Москве, Московской обл. и Кирове. "СИА Интернейшнл" пошла еще дальше. Она активно начала развивать свою розничную сеть, которая в настоящее время включает 84 аптеки, расположенные в Москве и Московской обл. И останавливаться на достигнутом компания не собирается.
В ТОР–15 российских аптечных сетей по итогам I–III кварталов 2016 г. на первых трех строчках расположились "АСНА", "Аптечная сеть 36,6" и "Ригла". Безусловным лидером по доле рынка в натуральном выражении является сеть "АСНА", она же демонстрирует наибольший показатель прироста продаж. Ее доля составляет 5,9%, рост рыночной доли по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. — 3,1%. Очевидно, что конкуренция среди аптечных сетей увеличивается и что удержаться в лидерах все сложнее.
Растет доля аптечных сетей на розничном коммерческом рынке в денежном выражении. В 2014 г. она составляла 79,8%, в 2015 г. — 80,7%, по прогнозу на 2016 г. составит 81,5%.
Аптеки, как уже упоминалось, снижают торговые наценки на ЛП. Это отчасти говорит о том, что аптечные учреждения, прежде всего, аптечные сети, имеют дополнительные возможности для заработка, например, оказание ряда услуг (активное продвижение и др.) производителям ЛП. Это является важным фактором конкурентной борьбы и способом выживания на рынке, где скоро развернется серьезная борьба.
Динамика структуры продаж аптечного ассортимента в федеральных, мультирегиональных и локальных аптечных сетях различна. Для первых двух категорий характерно то, что доля лекарственной продукции в их выручке снижается не первый год. Локальные компании, наоборот, стремятся эту долю постепенно наращивать. Объясняется это тем, что крупные компании имеют возможность продавать данную продукцию с минимальной наценкой, а дополнительно они зарабатывают, как уже было сказано, за счет предоставления определенных маркетинговых услуг. Локальные компании могут себе это позволить в весьма ограниченных рамках.
2016 г. заканчивается, и уже можно сделать достаточно оптимистичный прогноз. Рознично–коммерческий рынок по итогам года достигнет около 823 млрд руб., его рост составит 12% по сравнению с предыдущим годом. А рынок в целом, предположительно, вырастет на 8,4% по сравнению с тем же периодом и достигнет 1 трлн 89 млрд руб. Изменения макроэкономической ситуации или регуляторной политики, которые могут повлиять на этот прогноз в ту или иную сторону, до конца года представляются маловероятными.