Принятие Кодекса — добровольное решение компании
Шауфф Франк
Генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)
Производители могут использовать механизмы саморегулирования в своей работе и во взаимоотношениях с дистрибуторами и дилерами, что способствует созданию надлежащей практики деловых отношений. Позитивный эффект Кодекса признали не только компании, присоединившиеся к Кодексу, но и Федеральная антимонопольная служба России.
Так, в сентябре 2014 г. на встрече с компаниями — членами АЕБ глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заметил, что введение Кодекса поведения автопроизводителей позволило существенно снизить правонарушения в области монопольного законодательства. Тогда же он обратился к представителям фармацевтической индустрии с инициативой о создании похожего кодекса поведения. Компании, входящие в Комитет АЕБ по фармацевтике и здравоохранению, поддержали данную инициативу.
Автопроизводители делились с фармацевтами своим опытом, который им очень пригодился при подготовке проекта Кодекса для фармацевтического рынка.
Для работы над Кодексом в рамках Комитета АЕБ по здравоохранению и фармацевтике АЕБ была создана рабочая группа, в которую вошли эксперты – представители разных фармацевтических компаний.
По просьбе ФАС России эксперты проанализировали европейские рекомендации по вертикальным соглашениям, которые содержат правила в отношении технологически сложных товаров, которыми, собственно, и являются лекарственные препараты. Также эксперты опирались на международный опыт глобальных компаний, адаптировав его к российскому фармацевтическому рынку. Особенно большое внимание уделили коммерческому и публичному сегментам.
После нескольких обсуждений и встреч с представителями ФАС был создан проект Кодекса, удовлетворяющий интересам производителей и государственного регулятора. Некоторые из предложенных экспертами идей были признаны преждевременными. Их решили отложить, чтобы позднее к ним опять вернуться.
Отказаться пришлось от предложений, выгодных только какому–то одному из звеньев дистрибуторской цепочки. Поскольку кодекс разрабатывается для всех участников фармрынка, то было бы неправильно специально кого–то выделять.
Сотрудники ФАС активно участвовали в обсуждении основных положений кодекса. Компании — члены АЕБ провели ряд встреч с руководителем ФАС Игорем Артемьевым и его коллегами. На этих встречах были найдены взаимоприемлемые решения.
ФАС, в первую очередь, интересовали прозрачные и точные механизмы работы фармпроизводителей, позволяющие минимизировать количество недобросовестных практик на рынке, а также обеспечить доступность лекарственных препаратов пациентам. Производителей интересовали возможности использования стандартов GxP в своей работе (в частности, надлежащие правила дистрибуторской практики), а также использование гибких, экономически и технологически обоснованных подходов в работе с партнерами.
Поскольку действующий проект Кодекса учитывает интересы как и ФАС России, так и бизнес-сообщества, мы надеемся на его практическое и эффективное применение с момента опубликования.
Кодекс затрагивает только сферу регулирования лекарственных препаратов и не включает в себя отношения производителей медицинской техники и субстанций. Рынки медицинских изделий и субстанций регулируются разным законодательством и имеют свои нюансы. В то же время задача Кодекса очень сложная: он призван унифицировать условия ведения бизнеса для очень разных компаний, отличающихся друг от друга по многим параметрам (степени и форме локализации, лекарственным формам, видам и составу продукции и т.д.). И это означает необходимость идти на компромиссы и искать взаимоприемлемые решения. Поэтому было принято решение вначале сосредоточиться на наиболее социально значимых товарах — лекарственных препаратах.
Несмотря на то, что Кодекс регулирует сферу обращения лекарственных препаратов, компания, присоединившаяся к Кодексу, сможет при желании распространить его действие и на медицинские изделия, а также на субстанции, указав об этом в декларации о присоединении.
Пока Кодекс находится в состоянии проекта. Уже проведены встречи с представителями профильных ассоциаций, ФАС, и если все пройдет успешно, то мы планируем опубликовать его в августе 2015 г. После этого компании смогут присоединиться к Кодексу и внедрить его в свою работу с 1 января 2016 г.
Аптечные сети являются ключевым участником рынка и им в Кодексе посвящено несколько положений. Во–первых, на аптечные сети, обладающие лицензией на оптовую торговлю лекарственными препаратами, распространяются все правила, действующие в отношении дистрибуторов. Во–вторых, системы вознаграждений для аптек, внедряемые производителями, должны быть описаны в коммерческой политике.
К Кодексу может присоединиться любой производитель, даже если он не входит в АЕБ. Производитель может быть из любой страны происхождения, главное, он должен обязаться соблюдать правила Кодекса и быть заинтересован в добросовестном отношении к ведению бизнеса. Принятие Кодекса – это абсолютно добровольное решение компании и оно никак не повлияет на взаимоотношения с другими бизнес-партнерами. Мы считаем, что каждая компания должна принимать решение о присоединении к Кодексу на основе своих бизнес-интересов и просчитанных рисков.
В течение года с момента вступления Кодекса в силу участники рабочей группы совместно с ФАС будут ежеквартально анализировать практику применения положений Кодекса. Через год после принятия Кодекса участники рабочей группы совместно с ФАС проведут общий анализ эффективности Кодекса и его применения в компаниях. Сейчас рассматривается вопрос о возможном расширении сферы применения Кодекса за пределами РФ, а также о создании специального органа по разрешению споров между производителями и покупателями продукции.