09.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
09.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Проблема лекарственной дефектуры очень серьезна

Основные проблемы 2020–го связаны с маркировкой и усложнением всех рабочих процессов.

Варпетян Акоп
Директор по развитию аптечной сети "36,6–Здоровье" (Тверская обл.)

Аптечные сети глобально сократили свое развитие и при этом поглощали погибающие аптечные организации. А в ходе процесса столкнулись с огромными проблемами: как с психологическими, вызванными пандемией, так и с технологическими, вызванными маркировкой.

Изменилась ли ассортиментная политика?

Глобально — нет. Был сильный упор на наличие дефектурных позиций лекарственных препаратов, так или иначе связанных с пандемией. Также делался акцент на средства индивидуальной защиты и прочие наименования, востребованные в силу ситуации 2020–го. Основные изменения произошли в данных группах.

Если говорить о конце 2020 г., то у посетителей был фокус на препараты, связанные опять же с пандемией. Но с началом 2021 г. он как будто исчез. Лекарства из этой группы очень сильно "просели" в реализации. Теперь спираль спроса раскручивается в обратном направлении, что, конечно же, бьет по экономике аптеки. Все взаимосвязано.

Также мы видим снижение по выписке рецептурных препаратов. Это может быть связано с закрытием лечебных учреждений или усложнением процесса попадания к врачу. Ведь во многих регионах плановая медицинская помощь была сильно урезана.

Дефектура в 2020 г. была огромнейшая. А причиной ее стали такие факторы, как:

  • маркировка и ее "сырость", неготовность к старту и нормальному функционированию;
  • высокий спрос, обусловленный целым рядом факторов;
  • спекуляции на лекарственном рынке.

Например, с Клексаном, который приобретали в аптеках и потом перепродавали без какой–либо лицензии через соцсети и мессенджеры в несколько раз дороже. А ведь это все-таки ЖНВЛП...

Сегодня же вновь наблюдаем большую дефектуру, но уже из-за нерентабельности производства лекарств низкого ценового сегмента. Маркировка — это дорогая история, и 50 коп. — лишь цветочки. Ряд производителей вынуждены не связываться с этой системой ввиду ее проблемности и неуправляемости. Также есть вопрос о перерегистрации препаратов Перечня ЖНВЛП со стороны ФАС России; пересмотр цены на лекарство (который как раз завершался в начале года) нередко приводит к нулевой или отрицательной рентабельности работы с ним. А результат очевиден — заводы, и крупные в т.ч., прекращают выпуск тех или иных препаратов. Другого выхода у них не остается.

Эта проблема очень серьезная и требует скорейшего решения.

Что касается цен в контексте аптечной конкуренции, то более низкой цены не будет. Тенденция в целом отрицательная. Глобализация аптечного рынка и его монополизация, в частности, в канале e–commerce (конечно, он сегодня многополярный, но происходящее вызывает определенные опасения), будет приводить к росту цен. И это еще не считая курсов валют и нашей инфляции.

Мы, аптеки, стараемся удерживать цены. При этом нам "подарили" новую систему налогообложения. В ней цена неизбежно будет расти, т.к. налоговая нагрузка выросла в несколько раз. И компенсировать это нечем.

Что еще изменилось в работе аптек?

Если говорить о нашей аптечной сети, то мы с прошлого года занимались нестандартными процессами: искали дефектурные лекарства у производителей и выкупали их по предоплате, сами принимали и "логистировали" палето–места (какая аптека принимает палету?..). Ведь иначе была бы дефектура.

Начали заниматься маркировкой и ее проблемами — они до сих пор не имеют окончательного решения.

Постоянно были в переговорных сессиях с дистрибуторами. Те были обеспокоены происходящим на аптечном рынке и не хотели оказаться в ситуации банкротств аптечных организаций. Но те механизмы, с помощью которых дистрибуторы пытались себя обезопасить, в действительности могли привести к такой ситуации очень многие аптеки.

В итоге мы нарастили долю прямых поставок от производителей и снизили долю дистрибуторов. Это логичный и закономерный процесс, к которому последние и подталкивали своими действиями.

Почему аптек стало меньше?

Это связано еще с двумя факторами. Большие не росли, т.к. не было ясно, как будет развиваться ситуация и как она может ударить по системе... А малые аптеки ввиду грядущих изменений в налогообложении, а также введения маркировки, просто не смогли бы справиться. Они были вынуждены даже не продаваться, а закрываться, ведь сети не готовы покупать бизнес, который «завязан» на его владельце.

Мы, к счастью, смогли сохранить все наши аптеки. Но это было достаточно непросто. И остаются аптеки, которые необходимо "перезагрузить" или передислоцировать. Перезагрузка — это такая "встряска" конкретной аптеки, пересмотр ее позиционирования и работа с персоналом.

Одиночные аптеки останутся. Но только при высоком трафике и при той модели работы, когда собственник полностью в нее погружен и сам трудится в своей аптеке в роли ее руководителя. Тот же прогноз для самых маленьких аптечных сетей — размером до трех аптек.

А вот для сетей от трех до пятнадцати аптек риски выше: их, скорее всего, будет становиться все меньше. Это процесс небыстрый, но логичный. И, к сожалению, его подтверждает практика.

Что помогает нашей аптечной организации работать, несмотря на все сложности?

Команда и желание двигаться вперед. Это основные мотиваторы, на которых мы достойно прошли 2020 г. и приобрели еще большее доверие от наших посетителей.

Меры поддержки необходимы — повторю это снова. Необходимо остановить гонку по открытию аптек любой ценой. Как ни странно, но она началась опять и идет по очередному кругу. Важно ввести квотирование или минимальное расстояние — для соблюдения баланса экономики. Тогда смогут работать все аптеки.

Лимит на долю оборотов в 15–20%, как предложено сейчас в парламентском законопроекте, — не совсем то, что нужно аптечному сегменту. Проблема отмечена правильно, но пути ее решения важно скорректировать, чтобы они могли дать положительный результат. И, конечно, необходимо ограничить внедрение в фармотрасль ритейлеров. Именно ритейлеров, тех, которые просто хотят прийти и начать торговать лекарствами без каких–либо обязательств, лицензионных условий и социальной ориентации. Думаю, вы понимаете, о ком я сейчас говорю. Скорее всего, у вас на телефоне установлено приложение, в котором вы уже не раз заказывали различную нефармацевтическую продукцию.

Прогноз на начавшийся год?

Вероятнее всего, мы вернемся к тенденции 2019 г. — росту крупных сетей. К этому прибавится завоевание наших посетителей-пациентов нефармацевтическим онлайн–ритейлом...