16.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
16.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Проблема лекарственной дефектуры очень серьезна

Основные проблемы 2020–го связаны с маркировкой и усложнением всех рабочих процессов.

Варпетян Акоп
Директор по развитию аптечной сети "36,6–Здоровье" (Тверская обл.)

Аптечные сети глобально сократили свое развитие и при этом поглощали погибающие аптечные организации. А в ходе процесса столкнулись с огромными проблемами: как с психологическими, вызванными пандемией, так и с технологическими, вызванными маркировкой.

Изменилась ли ассортиментная политика?

Глобально — нет. Был сильный упор на наличие дефектурных позиций лекарственных препаратов, так или иначе связанных с пандемией. Также делался акцент на средства индивидуальной защиты и прочие наименования, востребованные в силу ситуации 2020–го. Основные изменения произошли в данных группах.

Если говорить о конце 2020 г., то у посетителей был фокус на препараты, связанные опять же с пандемией. Но с началом 2021 г. он как будто исчез. Лекарства из этой группы очень сильно "просели" в реализации. Теперь спираль спроса раскручивается в обратном направлении, что, конечно же, бьет по экономике аптеки. Все взаимосвязано.

Также мы видим снижение по выписке рецептурных препаратов. Это может быть связано с закрытием лечебных учреждений или усложнением процесса попадания к врачу. Ведь во многих регионах плановая медицинская помощь была сильно урезана.

Дефектура в 2020 г. была огромнейшая. А причиной ее стали такие факторы, как:

  • маркировка и ее "сырость", неготовность к старту и нормальному функционированию;
  • высокий спрос, обусловленный целым рядом факторов;
  • спекуляции на лекарственном рынке.

Например, с Клексаном, который приобретали в аптеках и потом перепродавали без какой–либо лицензии через соцсети и мессенджеры в несколько раз дороже. А ведь это все-таки ЖНВЛП...

Сегодня же вновь наблюдаем большую дефектуру, но уже из-за нерентабельности производства лекарств низкого ценового сегмента. Маркировка — это дорогая история, и 50 коп. — лишь цветочки. Ряд производителей вынуждены не связываться с этой системой ввиду ее проблемности и неуправляемости. Также есть вопрос о перерегистрации препаратов Перечня ЖНВЛП со стороны ФАС России; пересмотр цены на лекарство (который как раз завершался в начале года) нередко приводит к нулевой или отрицательной рентабельности работы с ним. А результат очевиден — заводы, и крупные в т.ч., прекращают выпуск тех или иных препаратов. Другого выхода у них не остается.

Эта проблема очень серьезная и требует скорейшего решения.

Что касается цен в контексте аптечной конкуренции, то более низкой цены не будет. Тенденция в целом отрицательная. Глобализация аптечного рынка и его монополизация, в частности, в канале e–commerce (конечно, он сегодня многополярный, но происходящее вызывает определенные опасения), будет приводить к росту цен. И это еще не считая курсов валют и нашей инфляции.

Мы, аптеки, стараемся удерживать цены. При этом нам "подарили" новую систему налогообложения. В ней цена неизбежно будет расти, т.к. налоговая нагрузка выросла в несколько раз. И компенсировать это нечем.

Что еще изменилось в работе аптек?

Если говорить о нашей аптечной сети, то мы с прошлого года занимались нестандартными процессами: искали дефектурные лекарства у производителей и выкупали их по предоплате, сами принимали и "логистировали" палето–места (какая аптека принимает палету?..). Ведь иначе была бы дефектура.

Начали заниматься маркировкой и ее проблемами — они до сих пор не имеют окончательного решения.

Постоянно были в переговорных сессиях с дистрибуторами. Те были обеспокоены происходящим на аптечном рынке и не хотели оказаться в ситуации банкротств аптечных организаций. Но те механизмы, с помощью которых дистрибуторы пытались себя обезопасить, в действительности могли привести к такой ситуации очень многие аптеки.

В итоге мы нарастили долю прямых поставок от производителей и снизили долю дистрибуторов. Это логичный и закономерный процесс, к которому последние и подталкивали своими действиями.

Почему аптек стало меньше?

Это связано еще с двумя факторами. Большие не росли, т.к. не было ясно, как будет развиваться ситуация и как она может ударить по системе... А малые аптеки ввиду грядущих изменений в налогообложении, а также введения маркировки, просто не смогли бы справиться. Они были вынуждены даже не продаваться, а закрываться, ведь сети не готовы покупать бизнес, который «завязан» на его владельце.

Мы, к счастью, смогли сохранить все наши аптеки. Но это было достаточно непросто. И остаются аптеки, которые необходимо "перезагрузить" или передислоцировать. Перезагрузка — это такая "встряска" конкретной аптеки, пересмотр ее позиционирования и работа с персоналом.

Одиночные аптеки останутся. Но только при высоком трафике и при той модели работы, когда собственник полностью в нее погружен и сам трудится в своей аптеке в роли ее руководителя. Тот же прогноз для самых маленьких аптечных сетей — размером до трех аптек.

А вот для сетей от трех до пятнадцати аптек риски выше: их, скорее всего, будет становиться все меньше. Это процесс небыстрый, но логичный. И, к сожалению, его подтверждает практика.

Что помогает нашей аптечной организации работать, несмотря на все сложности?

Команда и желание двигаться вперед. Это основные мотиваторы, на которых мы достойно прошли 2020 г. и приобрели еще большее доверие от наших посетителей.

Меры поддержки необходимы — повторю это снова. Необходимо остановить гонку по открытию аптек любой ценой. Как ни странно, но она началась опять и идет по очередному кругу. Важно ввести квотирование или минимальное расстояние — для соблюдения баланса экономики. Тогда смогут работать все аптеки.

Лимит на долю оборотов в 15–20%, как предложено сейчас в парламентском законопроекте, — не совсем то, что нужно аптечному сегменту. Проблема отмечена правильно, но пути ее решения важно скорректировать, чтобы они могли дать положительный результат. И, конечно, необходимо ограничить внедрение в фармотрасль ритейлеров. Именно ритейлеров, тех, которые просто хотят прийти и начать торговать лекарствами без каких–либо обязательств, лицензионных условий и социальной ориентации. Думаю, вы понимаете, о ком я сейчас говорю. Скорее всего, у вас на телефоне установлено приложение, в котором вы уже не раз заказывали различную нефармацевтическую продукцию.

Прогноз на начавшийся год?

Вероятнее всего, мы вернемся к тенденции 2019 г. — росту крупных сетей. К этому прибавится завоевание наших посетителей-пациентов нефармацевтическим онлайн–ритейлом...

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция