Проблема — отсутствие интеграции студента в научный процесс
Даля Эль–Масри
Провизор, выпускница кафедры фармации медицинского факультета РУДН
Поступление в институт – как интеграция в любую новую систему – не могло даваться легко: множество новых предметов, незнакомые однокурсники, поиск залов, где проводятся занятия, приближающаяся сессия... После первой сессии, впрочем, страх перед экзаменами пропал навсегда. Действительно сложным для меня курсом был третий: все предметы, требующие наибольших умственных усилий и временных затрат, были сконцентрированы именно на этом году обучения. Но они же были и самыми интересными: общая патология, биохимия, общая фармакология, фармацевтическая химия. Эти предметы – ключевые для провизора. А ведь были еще и другие, требующие внимания и временных затрат (фармакогнозия, например). Старая поговорка «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» применима в отношении фармфака как нельзя лучше.
После окончания обучения начала работать провизором – и параллельно проходила интернатуру. Первой моей аптекой стала «Аптека 36,6» рядом с Арбатом (всегда хотела работать рядом с Арбатом – мечты сбываются…). Найти интересную вакансию и устроиться на работу оказалось очень просто: запрос в Интернете, общение с отделом кадров – и оформление большого количества бумаг. Первый месяц работы был самым непростым. Неожиданно оказываешься в совершенно иной среде, чем учебная, к которой привык. Каждый случай, когда нужный препарат не находился с первой попытки, вызывал панические настроения. Очень повезло с интернатурой: я сама составляла свой график и ездила в университет только отчитываться о проделанной работе.
Провизор – действительно специалист в своем деле, и специалист аптекам в высшей степени необходимый. Поэтому помощь вуза при устройстве на работу менее важна, чем кажется на первый взгляд. Мне довелось поработать как провизором-первостольником в нескольких аптечных сетях, так и медицинским представителем. Исходя из опыта, могу сказать, что знаний, которые дали мои преподаватели, с избытком хватает для грамотного исполнения моих обязанностей. Но большинство профессиональных знаний из области фармакологии, биохимии и фармацевтической химии в аптеке или медицинском представительстве абсолютно не востребованы. На мой взгляд, предмет, необходимый аптеке, – это фармакология, то есть знание механизмов действия лекарственных препаратов, ведь многие пациенты вместо посещения врача-специалиста обращаются напрямую в аптеку. Медицинское представительство обладает своей спецификой: попробовав поработать в этой сфере, я осознала, что это «не мое». А вот умение общаться с людьми, грамотно выявлять их потребности и проблемы приходит только с опытом. Университет не может его дать: это – задача, решаемая в рабочих ситуациях. На практике – причем очень быстро – приходит и узнавание большинства синонимов дженериковых препаратов, а также запоминание расположения ЛП в аптеке.
Надо сказать, что мне всегда хотелось пойти по научной, исследовательской стезе: работая же в аптеке, сталкиваешься с ощущением «потолка», т.е. отсутствием возможности осуществить профессиональные устремления. После университета мы все находимся в «свободном плавании», и найти себе место при научном учреждении, не имея конкретного научного и практического опыта, задача не из легких. Поэтому я нашла интересный для меня (и нацеленный на научные исследования) курс молекулярной биотехнологии при техническом университете Мюнхена, где учусь в настоящее время.
Система, по которой строится обучение, сильно отличается от российской. Все предметы студент выбирает самостоятельно – и, таким образом, самостоятельно предопределяет дальнейшую сферу научной деятельности. Обучение построено на большей вовлеченности и мотивированности самого студента: количество лекций небольшое, основная часть времени идет на самостоятельное изучение источников. В России больше времени проходит в университете, а профессора дают более полные, исчерпывающие материалы (естественно, что некоторые предметы, не относящиеся к фармации, несколько «засоряют» и без того напряженный процесс). Само же содержание лекций не имеет сильных отличий. Разве что некоторые практические моменты (например, применение аналитической аппаратуры) обсуждаются более подробно.
Курс нацелен на выпуск молодых специалистов-ученых и содержит огромное количество семинаров, позволяющих поработать над разными проектами и получить знания о практическом применении методик, преподаваемых на лекциях. В этом отношении интересны так называемые «исследовательские практики», когда студент на полтора месяца включается в работу группы ученых, занимающихся разрешением конкретной научной задачи и руководимых ответственным профессором. С таким опытом выпускник знает, куда стремиться и где искать дальнейшие возможности исследовательской деятельности и претворения в жизнь своих идей. Я пока не включилась в такую практику: запланировала ее на следующий семестр.
Хочется отметить, что университет – это, в первую очередь, преподаватели, и РУДН стал для меня настоящей альма-матер. Нет сложной структуры, которая работала бы без шероховатостей и сбоев. Проблема нашего российского образования – в отсутствии интеграции студента фармфакультета и молодого специалиста в научный процесс, в сферу создания и исследования лекарственных препаратов. Хочется выразить надежду, что нашим профессорам, делающим все, чтобы мы с честью решали возложенные на нас задачи, будет предоставлена возможность подготавливать не только провизоров-первостольников и медицинских представителей, но и необходимые для развития страны научные кадры.