Главная // Тема

Проблемы 2019–го очень похожи на проблемы 2005–го

Годы идут, а список проблем здравоохранения — увы, не особо меняется.

Зыкова Надежда
Врач-невролог

Когда в 2005 г. (четырнадцать лет назад!) начинались национальные проекты, в числе главных трудностей официально значились такие:

  • укомплектованность поликлиник врачами составляет 56%, коэффициент совместительства — 1,45;
  • 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет;
  • износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта — 65%;
  • оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием недостаточна, что значительно увеличивает срок ожидания диагностических исследований;
  • удовлетворение потребности населения в дорогостоящих (высокотехнологичных) видах медицинской помощи составляет 17–22,5%. Финансирование оказания дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи — около 30% от необходимого объема;
  • недостаточное финансирование национального календаря прививок (1,8 млрд руб.) в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей группы риска;
  • недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни — 15% от потребности.

Согласитесь, многое из этого списка знакомо?

Однако основные результаты нацпроектов 2005 г. должны были быть такими:

  • повышение престижа труда медицинских работников первичного звена здравоохранения, в участковую службу должны прийти молодые квалифицированные специалисты;
  • первичная медицинская помощь станет более доступной и качественной;
  • повысится квалификация участковых врачей (13 848 переподготовленных специалистов за два года);
  • амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены необходимым диагностическим оборудованием, а значит снизятся сроки ожидания диагностических исследований;
  • в регионы будут поставлены 12 120 новых машин "скорой помощи", вследствие чего повысится оперативность работы службы "скорой помощи";
  • будет организована дополнительная бесплатная иммунизация населения;
  • будет организовано массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания;
  • благодаря строительству новых медицинских центров снизятся сроки ожидания и повысится доступность дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, особенно для жителей удаленных районов;
  • будет обеспечена прозрачность очереди на получение высокотехнологичной помощи за счет введения системы "листов ожидания".

Так считали организаторы здравоохранения. Врачи же думали иначе: одна из основных проблем (как это ни парадоксально прозвучит) — полное отсутствие гласности. Сколько получали врачи? Сколько стоит лечение одного больного? Сколько стоит 1 посещение в поликлинике?

Тайна за семью печатями.

Другой основной проблемой врачи считали приписки и таким же образом оформленные отчеты. Но прислушались ли к мнению специалистов?

Напомню, что среди первых документов, подписанных президентом Владимиром Путиным сразу после инаугурации в 2012 г., оказался и Указ "О совершенствовании государственной политики в области здравоохранения".

В Указе правительству, органам исполнительной власти регионов, профессиональному сообществу и общественным объединениям поставлены конкретные задачи в сфере здравоохранения. Какие же это задачи?

Значительное снижение смертности от болезней кровообращения, новообразований, туберкулеза и травм. Снижение младенческой смертности. Задачи по развитию медицинской науки и подготовке медицинских кадров. Задачи по формированию здорового образа жизни и защите населения от вредного воздействия курения (здесь, по крайней мере, многое реализовано). Задачи по разработке плана мероприятий в области здорового питания и других аспектов государственной политики в сфере здравоохранения.

Однако вспоминаются слова министра здравоохранения Вероники Скворцовой в том же 2012 г., когда начинались уже не нацпроекты, а оптимизация здравоохранения: "На самом деле здравоохранение оставляет желать лучшего. Существует четыре серьезных блоков проблем.

Во–первых, инфраструктура — устаревшая, обнищавшая, с большим уровнем физического износа. Несмотря на вложенное беспрецедентное количество средств и проведенные мероприятия по капитальному ремонту медучреждений, полностью износ мы не сняли.... На конец 2012 . почти 17% учреждений требуют капремонта и почти 41% — комплексного переоснащения.

Второе, безусловно, кадры. Низкий уровень медицинского образования, отсутствие эффективной системы непрерывного образования, дисбаланс в распределении кадров в отрасли: первичное звено, стационарное.

К сложностям в функционировании отрасли приводит также отсутствие единых национальных клинических протоколов".

И самый главный вопрос, который был в 2005–м и поднялся на пик острия в 2012-м и сегодня в 2019-м — кадры. Кадры, которые стареют и умирают, заболевают или беременеют и уходят в частную медицину. А последние лет семь — еще и "оптимизируются". Кадры, которые "тормозят" всю блистательную работу по оптимизации здравоохранения... Кадры, нехватку которых пытаются объяснить перерасчетом на душу населения всех, кто носит белый халат и когда–нибудь учился в медвузе или медучилище! Даже если это врач–статистик, который последний раз видел пациента на 6–м курсе вуза.

У нас совместительство — самая большая проблема в кадровом кризисе. А "мертвые души" для ОМС, в которое погрузили уже и "скорую", и федеральные медицинские центры? Решена ли эта проблема?

Ох уж эти кадры. Которых с каждым годом не хватает все больше и больше...

Но если оставить сарказм — что же делать, пока медицинская помощь окончательно не канула в Лету?

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X