05.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
05.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Процедуре учета фармработников необходим ряд уточнений

В 2022 году законодатели и регуляторы обратили свое внимание на давно назревшую проблему кадрового "голода" в фармацевтической отрасли.

Кубрина Таисия
Юрист практики "Фармацевтика и здравоохранение» компании "Пепеляев Групп"

С 1 марта 2023-го вступили в силу поправки в Закон 323-ФЗ об охране здоровья граждан, предусматривавшие введение персонифицированного учета фармработников.[1] Одной из целей нового регулирования, согласно пояснительной записке, стало совершенствование госполитики при формировании кадровых ресурсов здравоохранения[2] путем в т.ч. определения реального числа специалистов. Без информации о подлинной кадровой потребности затруднительно предпринимать какие-то шаги в части развития фармацевтического образования, привлечения специалистов и их возвращения в отрасль.

Чтобы стимулировать предоставление сведений, "подушевой" учет фармспециалистов включили в число лицензионных требований для осуществления фармдеятельности.[3] Эта новая обязанность включает в себя два этапа. Сначала должна быть проведена регистрация аптеки или склада в реестре фарморганизаций на портале ЕГИСЗ. Затем фармпредприятию необходимо внести сведения о своих сотрудниках в федеральный регистр мед– и фармработников (ФРМР), который также входит в цифровой контур данной инфосистемы. Правилами ведения такого учета[4] предусмотрено, что работодатели, аптеки и склады, имеющие фармлицензию, в течение трех дней со дня изменений статуса трудовых отношений (прием на работу, увольнение, декрет и т.д.) должны вносить указанные сведения в личную карточку работника в ФРМР.

На первый взгляд, процесс несложный. Однако на текущий момент есть некоторые коллизии в регулировании. В правилах прописано, что первичный учет, т.е. заведение личного кабинета работника в ФРМР, возложен на аккредитационные комиссии. Такой порядок может поставить аптеки и дистрибуторов в затруднительную ситуацию: выполнение ими лицензионных требований фактически поставлено в подчиненное положение от независящих от них обстоятельств. Заполнить информацию о приеме или увольнении работника (и, соответственно, выполнить лицензионные требования) они смогут только после того, как все сотрудники пройдут аккредитацию, т.е. не раньше, чем через три года.

Пока, до конца 2023 года, административные риски в данной области условно минимизированы введенным мораторием на проведение проверок. Также согласно ст. 2.1 КоАП не допускается привлечение к ответственности в отсутствие вины. Т. е. если аптека попытается исполнить требования, но не сможет этого сделать в силу отсутствия личных карточек сотрудников, она должна быть освобождена от административных санкций. Но мы знаем множество примеров, когда приведенное положение "не работает": достаточно вспомнить ситуацию с ранитидином. Остается надеяться, что за ближайший год регулятор устранит существующие проблемы.

Сложности во внедрении "поголовного" учета работников возникают и со стороны самих специалистов. Многие из них не хотят раскрывать информацию о своем трудоустройстве, что отчасти может быть связано с достаточно обширным перечнем информации, которая должна заноситься в систему.

Разработчики законопроекта, определяя перечень заполняемых персональных данных, пошли по пути распространения на аптеки всего объема данных для медорганизаций. Например, вопросы вызывает необходимость вносить в систему сведения о зарплатах. Традиционно такие факты относятся к коммерческой тайне, но при смене места работы информация о зарплате через личный кабинет ФРМР может быть доступна новому работодателю. А это может повлечь случаи недобросовестной конкуренции между аптечными организациями на рынке труда специалистов.

Зная уровень зарплат у конкурентов, аптечные компании могут проводить более жесткую зарплатную политику в отношении своих сотрудников и применять методы агрессивного «хантинга» кадров у других участников фармрынка. Для самого же фармацевта или провизора останется меньше переговорных возможностей и аргументов в вопросах установления зарплат.

Неоднозначным является и положение о необходимости указания сведений о временной нетрудоспособности сотрудников. Во–первых, для некоторых предприятий, например, аптечных сетей, это колоссальный объем данных. Не исключено, что для внесения информации обо всех больничных (особенно в зимний эпидемиологический период) крупные сети должны будут нанимать отдельных специалистов. Во–вторых, в отдаленной перспективе сложно спрогнозировать, скажутся ли данные о временных перерывах в работе на расчете пенсионного стажа. Или, например, на своевременности расчетов выплат по больничным (если сведения о них появятся в системе не вовремя).

В целом введение регистра фармработников само по себе не решает проблему дефицита сотрудников в отрасли. Это лишь источник информации для определения кадровой потребности. На количество специалистов влияет множество факторов: внутренняя кадровая политика, адекватность и выполнимость планов реализации, внедрение эффективных систем адаптации сотрудников.

Нормативно эти направления практически не регламентированы (и, следуя логике публичной власти и самой отрасли, они не должны регулироваться через законы). Предыдущие попытки такой регламентации, например, путем введения территориальных или количественных ограничений роста аптечного сегмента, не находили поддержки у большинства регуляторов. В первую очередь, речь идет о ФАС, которая не одобряет такого рода проекты, усматривая в них нарушения общих принципов свободной конкуренции.
----
[1] Федеральный закон от 14.07.2022 №275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
[2] https://sozd.duma.gov.ru/bill/111676-8
[3]
Постановление Правительства РФ от 29.11.2022 №2164 "О внесении изменений в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности"
[4] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.10.2022 №708н "Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования"