Продажи зубных паст упали на четверть в 2016 году
В натуральном выражении падение рынка аптечных продаж еще существеннее: минус 24,1% (3,9 млн упаковок).
На долю аптечного ритейла приходится порядка 20–25% общего объема реализации зубных паст. По данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, в 2015 году через аптечную сеть было реализовано 18,1 млн упаковок зубных паст на сумму 2,2 млрд руб. (в ценах закупки аптек). Это на 2,4% меньше, чем в 2014 г. в стоимостном выражении и на 18,6% в натуральном выражении. Средневзвешенная стоимость одной упаковки зубной пасты по итогам 2015 года составила 130 руб., что больше на 5,8% цены 2014 г. и на 26,9% в сравнении с 2013 г.
В аптеках по данным за 2015 год было представлено более 110 наименований различных зубных паст и более 860 позиций с учётом формы выпуска и объема упаковки. Наиболее широкую линейку зубных паст представляет Procter&Gamble (бренд "Бленд–а–Мед", "Блендакс") — в аптеках было реализовано порядка 130 различных наименований зубных паст. Самая покупаемая паста данного производителя — "Бленд-а-Мед 3d Вайт Люкс» 75 МЛ №1. Порядка 70 наименований зубных паст в 2015 г. было реализовано у каждого из производителей "Сплат–Косметика" и Colgate Palmolive. Также широко на аптечных полках представлен ассортимент отечественных производителей "Невская косметика" и "Концерн Калина", зубные пасты которых находятся в низком ценовом сегменте (средняя стоимость упаковки по итогам 2015 г. 67 и 48 руб. соответственно).
Рынок зубных паст остается высококонцентрированным: ТОР–10 брендов занимают 92% стоимостного объема продаж и 89,1% натурального. Тройка лидеров брендов 2015 г. осталась неизменной по сравнению с предыдущим годом, при этом доля лидеров — бренды Rocs и "Лакалют" — составила около половины рынка.
В первом квартале 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 года в рейтинге брендов по стоимостным объемам продаж существенных изменений не произошло, только лишь бренд "Аквафреш" занял десятую строчку, вытеснив бренд "Бленд-а-Мед". Все бренды, за исключением «Асепта» (+8,3%), сократили объемы реализации. Максимальное сокращение коснулось брендов "Президент" (–37,2%) и "Пародонтакс" (–27,3%), минимальное — "Аквафреш" (–5,8%) и Splat (–8,0%).
Рейтинг брендов по стоимостным объемам продаж, 1 кв. 2016 г.
Номер в рейтинге
|
Изменение в рейтинге
|
Бренд
|
Доля, 1 кв. 2016 г., %
|
Прирост 1 кв. 2016 г./1 кв. 2015 г., %
|
1
|
0
|
Rocs
|
30,5
|
–13,0
|
2
|
0
|
Лакалют
|
20,9
|
–18,8
|
3
|
0
|
Splat
|
10,6
|
–8,0
|
4
|
0
|
Сенсодин
|
9,5
|
–4,9
|
5
|
0
|
Пародонтакс
|
6,0
|
–27,3
|
6
|
0
|
Colgate
|
4,4
|
–23,2
|
7
|
0
|
Президент
|
3,6
|
–37,2
|
8
|
0
|
Асепта
|
2,8
|
8,3
|
9
|
0
|
Элмекс
|
1,9
|
–22,3
|
10
|
1
|
Аквафреш
|
1,8
|
–5,8
|
В рейтинге натуральных объемов продаж все бренды показывают отрицательную динамику роста. Те бренды, которым удается минимизировать сокращения объемов в сравнении с ближайшим конкурентом, поднимаются по ступеням рейтинга вверх: Rocs, "Сенсодин", "Лесной бальзам" и т.д. Бренды "Президент" и Colgate показывают максимальное сокращение среди десятки лучших: –47,6% и –32,8% соответственно.
Рейтинг брендов в натуральном объеме продаж, 1 кв. 2016 г.
Номер в рейтинге
|
Изменение в рейтинге
|
Бренд
|
Доля, 1 кв. 2016 г., %
|
Прирост 1 кв. 2016г./1 кв. 2015 г., %
|
1
|
1
|
Rocs
|
21,4
|
–16,7
|
2
|
–1
|
Лакалют
|
19,6
|
–25,9
|
3
|
0
|
Splat
|
14,7
|
–13,0
|
4
|
1
|
Сенсодин
|
8,0
|
–16,3
|
5
|
–1
|
Colgate
|
7,3
|
–32,8
|
6
|
0
|
Пародонтакс
|
6,3
|
–27,6
|
7
|
1
|
Лесной Бальзам
|
3,7
|
–28,3
|
8
|
–1
|
Президент
|
3,6
|
–47,6
|
9
|
1
|
Асепта
|
2,7
|
–4,9
|
10
|
3
|
Аквафреш
|
2,0
|
–10,3
|
Средневзвешенная стоимость упаковки зубной пасты по итогам I кв. 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. выросла на 9,4% и составила 130 руб. Можно предположить, что бурный рост цен, который мы наблюдали в 2015 г., закончился. Так, в I кв. 2015 г. рост цен к аналогичному периоду 2014 года был значительно существеннее, например, стоимость упаковки зубной пасты "Сенсодин" выросла в тот период на 33,5%, а в этом году на 13,5%.
Максимальный рост цен в 1 кв. 2016 г. наблюдается у брендов "Президент" (+19,9%), и "Элмекс" (+16,2%), минимальный — "Пародонтакс" (+4,4%).