Проект закона о режиме госзакупок просят дополнить
Данный документ, проект ФЗ № 547583-8, касается и фармотрасли, поэтому профессиональное сообщество стремится принять участие в процессе его подготовки. Например, АФП ЕАЭС разработала и отправила в Минпромторг ряд предложений к обсуждаемому юридическому акту.
Сегодняшняя версия законопроекта, внесенная в Госдуму Кабмином, наделяет правительство следующими полномочиями:
- вводить запрет на закупки продукции, имеющей зарубежное происхождение;
- устанавливать ограничения на закупку иностранного товара (данное условие называют также правилом "второго лишнего");
- давать российским продуктам 15%-ю ценовую преференцию.
Кроме того, обсуждаемый документ предусматривает утверждение "общего" правительственного постановления, регламентирующего национальный режим госзакупок для разных групп товаров, среди которых отмечены и лекарства (аналогичная процедура предложена и для закупок некоторых юрлиц). Сейчас этот вопрос регулируется "точечно", с помощью различных отраслевых нормативных актов.
АФП ЕАЭС поддерживает инициативу о создании ценового преимущества для отечественных продуктов, но считает целесообразным дополнительно обсудить вопрос о замене 25% преференции на 15%-ю, а также степень достаточности данного подхода для развития национального производства фармсубстанций.
Во-вторых, если действующие преференции для производителей лекпрепаратов списка ЖНВЛП (правило "третьего лишнего" и ценовое преимущество в 25%) будут отменены до утверждения нового постановления о "втором лишнем", то в сфере закупок образуется юридический вакуум. Что способно значительно затормозить процесс локализации производств и тем самым замедлить выполнение задач технологической независимости отечественного фармпрома.
В-третьих, актуальная версия законопроекта не содержит возможности создать систему преференций, при которой разрешено задействовать правило "второго лишнего" одновременно с дополнительным ценовым преимуществом для отечественных продуктов с бóльшим уровнем локализации (по сравнению с другими аналогичными российскими товарами, технологическая степень локализации которых меньше).
Чтобы исключить перечисленные риски, ассоциация предложила внести в документ уточнения, разрешающие режим «второго лишнего» вместе с дополнительным назначением ценовых преференций за высокую степень локализации при производстве отечественных товаров. Как полагают в фармацевтическом объединении, такое преимущество нужно давать как после исключения "второй лишней" заявки, так и на госзакупках, в которых участвует только российская продукция — но уровень ее «локализованности» различен.