24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Производители начали выбирать максимально возможную цену

Разумеется, цены на лекарства в условиях девальвации рубля повышаются. Причины лежат на поверхности.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Прежде всего, это высокая импортозависимость российского фармрынка — как в отношении поставок готовых препаратов на рынок, так и в отношении закупок фармацевтических субстанций, производственного оборудования и расходных материалов.

Приведу таблицу динамики средних цен на отдельные группы препаратов в розничном сегменте рынка. Хочу обратить внимание на то, что это именно прирост средних цен. Он складывается как из собственно инфляционного роста цен, так и из перераспределения спроса на лекарственные средства. Инфляция на медикаменты по итогам 2015 г., по отношению к 2014 г., составила 22,8% — такие данные приводит Росстат.

 

Динамика средних цен IV кв. 2015/IV кв. 2014, %

ОТС

15,2

Rx

7,6

ЖНВЛП

18,7

не ЖНВЛП

2,7

Цены на препараты в рамках перечня ЖНВЛП за счет мер государственного регулирования (регистрация цены, контроль уровня оптовых и розничных наценок) повышаются меньшими темпами, нежели на продукцию, которая не попадает в перечень. Если раньше производители имели возможность продавать препараты по цене, в некоторых случаях даже ниже зарегистрированной (за счет скидок дистрибуторам), то сейчас они начали выбирать максимально возможную цену, которая зафиксирована в реестре. Выше этого барьера они не имеют возможности повышать ценник, если только не считать возможность ежегодной индексации цены на показатель инфляции, который, безусловно, не перекрывает девальвационных потерь.

Остальную выпадающую прибыль компании вынуждены покрывать за счет продукции, которая в перечень ЖНВЛП не попадает. Но такая мера допустима либо для производителей, которые располагают широким продуктовым портфелем, либо для аптечных сетей и дистрибуторов. Неизбежно при этом компании сталкиваются с сокращением платежеспособного спроса.

Именно поэтому бессмысленно обвинять аптеки в повышении цены, т.к. в отношении препаратов ЖНВЛП аптека не может продавать препараты выше установленной наценки, а в отношении другого ассортимента она рискует потерять клиентов. Грань здесь очень тонкая. Наиболее фундаментальный вклад в рост цен вносят, безусловно, производители. Оптовики и аптеки стремятся сохранить существующую маржу, сохраняя или повышая очень незначительно существующий размер наценок.

Фиксирование цен при этом — очень спорный инструмент. С одной стороны, за счет меньшего роста цен сохраняется высокий спрос на препараты. С другой стороны — ряд компаний в какой–то момент времени вынуждены продавать продукцию в убыток. И если ситуация не сбалансируется, велика вероятность отказа от производства и продажи таких средств, а значит возрастает риск их исчезновения с рынка.

В большинстве случаев подобный риск возникает у препаратов-дженериков с большим количеством аналогов, а также у тех компаний–производителей, которые имеют небольшой портфель препаратов. В первом варианте указанные процессы на рынке — только к лучшему, они ведут к оздоровлению рынка, т.к. сейчас есть наименования препаратов, которые выпускаются несколькими десятками производителей (все они вынуждены работать с минимальной маржой). Заменить такие продукты труда не составит. Во втором случае ситуация опасна, т.к. с рынка могут исчезнуть действительно жизненно необходимые препараты, которые будет нечем заменить.

Пока на рынке нет прецедентов исчезновения препаратов, не имеющих аналогов. Более того, большинство крупных компаний, особенно в высококонкурентных сегментах, стремятся сохранить рыночную долю любой ценой, даже несмотря на то, что продукты приходится продавать с убытками. Они рассчитывают покрыть текущие издержки за счет будущего роста спроса на освободившемся рынке.

Тем не менее, перебои с отдельными препаратами могут происходить, особенно это касается лекарств с низкой ценой, не пользующихся большим спросом (с ограниченным количеством потребителей). С такой проблемой рынок уже сталкивался во время кризиса 2008–2009 гг. К подобной продукции требуется применять дополнительные меры регуляторного воздействия. Возможно, точечное индексирование цены или иные способы поддержки.

И фарме, и пациенту сейчас приходится жить в довольно сложных условиях. Ситуация требует определенных мер как со стороны производителей (я подробно описал их выше), так и со стороны потребителей. Покупателям в случае невозможности повышения определенного бюджета покупок придется отказываться от продукции не первоочередного спроса, а также искать замену привычным препаратам. К счастью, в большинстве случаев существуют адекватные замены.

Специализированные
мероприятия