26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Пять тенденций 2020–го: чем дышат аптеки в период пандемии

С какими наиболее серьезными проблемами столкнулись наши участники в 2020 г. и начале года текущего?
Первое — пандемия. Она одновременно стала и основным драйвером роста аптечной розницы в минувшем году.

Фридман Александр
Генеральный директор Всероссийского единого содружества независимых аптек "ВЕСНА"

Рост показателей в I квартале (+15% — к I кв. 2019 г.) после скачка курсов валют и объявления международной пандемии (покупатели-пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, создавали запасы необходимых препаратов в ожидании роста цен на лекарства и их дефицита) сменился локдауном во II квартале. А в III-IV кв. оборот в аптеках нашего содружества стабилизировался и вновь вышел на устойчивый рост (итого в 2020 г. — +19% относительно 2019 г.).

Вторым по важности фактором здесь стало изменение структуры покупательского поведения: смещение спроса в пользу дорогостоящих препаратов и переход на более экономичные упаковки с большим числом таблеток и меньшей удельной ценой одной единицы препарата.

Проблема номер три — внедрение системы маркировки лекарственных средств (МДЛП), официально стартовавшей 1 июля 2020 г. В реальности же пришлось столкнуться с тем фактом, что Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператор системы "Честный знак", не смог в полной мере справиться с нагрузкой. До сих пор часто возникают технические проблемы, связанные с несовершенством работы системы (сбои в работе, отсутствие ответственных лиц и отлаженной техподдержки). Ситуация осложнилась на фоне второй волны пандемии, когда людям понадобилось больше лекарств.

У аптек возникла необходимость в расширении штата: дополнительный персонал для работы с маркированными препаратами и связанные с этим дополнительные затраты. Даже перевод маркировки в уведомительный режим не решил всех проблем, однако послужил неплохой основой для снижения накала негативных страстей на фармрынке. Как бы там ни было, ни у кого уже не возникает сомнений, что система МДЛП будет внедрена. А в самое ближайшее время подобная участь постигнет весь нелекарственный ассортимент: БАД, медизделия и косметические средства.

Четвертая проблема — изменение системы налогообложения для аптек, отмена ЕНВД. Возросла налоговая нагрузка на аптеку. Налоговые расходы аптек увеличились в 2,5-4 раза. И часто у аптеки, ранее имевшей бухгалтерию на аутсорсинге, возникала необходимость взять бухгалтера в штат. Первая реакция в виде паники от значительного увеличения налоговой нагрузки (хотя ранее эту нагрузку нельзя было назвать ужасающей) была во многом погашена не только повышенным покупательским спросом, но и существенной компенсацией для аптек со стороны государства.

И пятое — активные изменения в государственном регулировании. А именно — легализация и разрешение онлайн–реализации лекарственных препаратов. Госдума приняла закон о дистанционной продаже лекарств в апреле 2020 г. Кроме того, с ноября получили лицензию на работу на фармацевтическом рынке крупнейшие интернет–операторы: Яндекс.Лавка, СберЛогистика, Озон. Готовятся выйти на рынок Wildberries и Утконос. Многие другие не исключают для себя подобной возможности, желая "вгрызться в большой фармацевтический пирог". Все сводится к мысли о неминуемом росте конкуренции для всех участников.

Однако остается открытым самый главный вопрос — готовы ли будут производители и дистрибуторы внести принципиальные изменения в логистику взаимоотношений с аптечными сетями, выстроенную и проверенную многими кризисами на протяжении двух десятилетий?

Смогут ли гиганты интернет–продаж, занимающие, замечу, не более 10% рынка, переубедить распределителей бюджета отказаться от аптек и перенести маркетинговые средства в интернет? Сомневаюсь! Пока настоящая аптечная розница находится в авангарде покупательского внимания! Уверен, что аптека с ее сотрудниками в белых накрахмаленных халатах еще долго будет пользоваться куда большим доверием, чем "межгалактическое", никем не контролируемое интернет–пространство!

Принятые регулятором новые правила игры в части, касающейся минимального количества точек (не менее 10) внутри аптечной сети для выхода в интернет–продажи не окажут ровным счетом никакого влияния на какой–либо сегмент: небольшим сетям и единичным аптекам попросту не потянуть затраты, связанные с развитием онлайн–отпуска.
Что касается аптечного ассортимента, то основные тенденции минувшего года следующие.

В кризис драйвером роста аптечных продаж являлись лекарственные препараты, они составили основную часть ассортимента и оборота аптек (75,2%). Продажи парафармацевтики несколько снизились (с 25,7% до 24,8), но эти наименования также остаются востребованными. Ожидаемыми лидерами роста в парафармацевтике в 2020 г. стали маски, санитайзеры для рук, БАД, поддерживающие иммунитет.

Товарооборот аптек внутри нашей ассоциации рос в большей степени за счет безрецептурных препаратов (ОТС — +11,7%, Rx — +7,5%). Это вызвано всплеском продаж "ковидного ассортимента" (противовирусные препараты, препараты от кашля и насморка, анальгетики–антипиретики) и профилактических средств (витамины и иммуностимуляторы).

В рецептурном же сегменте наблюдался рост у лекарств для лечения хронических заболеваний и сопутствующих COVID–19 симптомов (антибиотики, антикоагулянты, средства для лечения сердечно-сосудистых, ревматических заболеваний, а также диабета).

Как уже говорил, изменилось покупательское поведение: растет потребление дорогостоящих препаратов вследствие инфляции и смещения спроса в пользу дорогих иммуномодуляторов и перехода на более экономичные упаковки с большим числом таблеток (и, как следствие, меньшей удельной ценой).

Есть еще одна интересная тенденция, которую отмечают фармацевты: покупатели–пациенты стали больше обращать внимание на профилактику заболеваемости. Пандемия наглядно показала, что болеть не только не модно (как писали много лет подряд), но и дорого. А теперь уже и крайне опасно — не только для собственного здоровья и даже жизни, но и для здоровья и жизни близких и окружающих тебя людей!

Взлет покупательского спроса на витамин D3, противовирусные и витаминные препараты — наглядное доказательство этой тенденции. Теперь производителям необходимо быть крайне аккуратными в планировании производства, ибо спрос как мгновенно вырос, иногда так же мгновенно и упадет (маски тому пример!).

Имеющая место дефектура в условиях ажиотажного спроса на ряд групп препаратов (противовирусные, антибиотики) связана как с системой планирования производственного процесса, так и с внедрением системы маркировки.
Цены же на лекарства по итогам 2020 г. выросли почти на 7%. Рост был обусловлен, в первую очередь, инфляционными процессами. Средневзвешенная стоимость упаковки выросла относительно 2019 г. на 13% и составила 225 руб.

Сильнее всего выросли цены на дешевые препараты: лекарства со стоимостью 0-50 руб. — рост цен 27,7%. В то же время для средств стоимостью 50-150 руб. цены выросли на 8%, 150-500 руб. — на 6%, свыше 500 руб. — на 3%.

Средняя цена на импортные лексредства выросла на 16%, а на отечественные — на 29%.

При этом аптеки наценку не поднимали (в среднем ее уровень 22-24%, но зачастую приходилось переоценивать лекарства в минус).

И, несмотря на сегодняшнее падение курса основных валют (и рост стоимости углеводородов), вряд ли стоит ожидать снижения стоимости препаратов всего аптечного ассортимента.

Почему закрывались аптеки? Закрытие определенного их числа с периодом пандемии не связано. Необходимо отметить, что повышенный покупательский спрос и немалая поддержка со стороны государства послужили неплохим подспорьем для того, чтобы и дальше продолжать обеспечивать население необходимыми товарами для здоровья.

Основные причины для принятии решения о закрытии не изменились: затраты, связанные с необходимостью внедрения работы с маркированными лекарствами, изменение налогообложения и рост количества аптек федеральных сетей в регионах.

В I–II кв. 2020 г. закрытие многих аптек было связано также с тем, что закрывались организации в крупных торговых центрах. В III–IV кв., по нашим данным, число аптек вернулось к прежнему уровню и даже увеличилось относительно 2019 г.

Таким образом, снижения общего количества аптек не наблюдается, но консолидация на аптечном рынке продолжается.
Аптеки нашего содружества не претерпели каких–либо значимых изменений и продолжают наращивать свой потенциал. Было закрыто небольшое количество аптек, которые по результатам своей активности должны были это сделать еще в 2019 г.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban