ПЯТЬ ТЕНДЕНЦИЙ 2020–ГО: ЧЕМ ДЫШАТ АПТЕКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Фридман Александр
Генеральный директор Всероссийского единого содружества независимых аптек "ВЕСНА"

Рост показателей в I квартале (+15% — к I кв. 2019 г.) после скачка курсов валют и объявления международной пандемии (покупатели-пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, создавали запасы необходимых препаратов в ожидании роста цен на лекарства и их дефицита) сменился локдауном во II квартале. А в III-IV кв. оборот в аптеках нашего содружества стабилизировался и вновь вышел на устойчивый рост (итого в 2020 г. — +19% относительно 2019 г.).

Вторым по важности фактором здесь стало изменение структуры покупательского поведения: смещение спроса в пользу дорогостоящих препаратов и переход на более экономичные упаковки с большим числом таблеток и меньшей удельной ценой одной единицы препарата.

Проблема номер три — внедрение системы маркировки лекарственных средств (МДЛП), официально стартовавшей 1 июля 2020 г. В реальности же пришлось столкнуться с тем фактом, что Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператор системы "Честный знак", не смог в полной мере справиться с нагрузкой. До сих пор часто возникают технические проблемы, связанные с несовершенством работы системы (сбои в работе, отсутствие ответственных лиц и отлаженной техподдержки). Ситуация осложнилась на фоне второй волны пандемии, когда людям понадобилось больше лекарств.

У аптек возникла необходимость в расширении штата: дополнительный персонал для работы с маркированными препаратами и связанные с этим дополнительные затраты. Даже перевод маркировки в уведомительный режим не решил всех проблем, однако послужил неплохой основой для снижения накала негативных страстей на фармрынке. Как бы там ни было, ни у кого уже не возникает сомнений, что система МДЛП будет внедрена. А в самое ближайшее время подобная участь постигнет весь нелекарственный ассортимент: БАД, медизделия и косметические средства.

Четвертая проблема — изменение системы налогообложения для аптек, отмена ЕНВД. Возросла налоговая нагрузка на аптеку. Налоговые расходы аптек увеличились в 2,5-4 раза. И часто у аптеки, ранее имевшей бухгалтерию на аутсорсинге, возникала необходимость взять бухгалтера в штат. Первая реакция в виде паники от значительного увеличения налоговой нагрузки (хотя ранее эту нагрузку нельзя было назвать ужасающей) была во многом погашена не только повышенным покупательским спросом, но и существенной компенсацией для аптек со стороны государства.

И пятое — активные изменения в государственном регулировании. А именно — легализация и разрешение онлайн–реализации лекарственных препаратов. Госдума приняла закон о дистанционной продаже лекарств в апреле 2020 г. Кроме того, с ноября получили лицензию на работу на фармацевтическом рынке крупнейшие интернет–операторы: Яндекс.Лавка, СберЛогистика, Озон. Готовятся выйти на рынок Wildberries и Утконос. Многие другие не исключают для себя подобной возможности, желая "вгрызться в большой фармацевтический пирог". Все сводится к мысли о неминуемом росте конкуренции для всех участников.

Однако остается открытым самый главный вопрос — готовы ли будут производители и дистрибуторы внести принципиальные изменения в логистику взаимоотношений с аптечными сетями, выстроенную и проверенную многими кризисами на протяжении двух десятилетий?

Смогут ли гиганты интернет–продаж, занимающие, замечу, не более 10% рынка, переубедить распределителей бюджета отказаться от аптек и перенести маркетинговые средства в интернет? Сомневаюсь! Пока настоящая аптечная розница находится в авангарде покупательского внимания! Уверен, что аптека с ее сотрудниками в белых накрахмаленных халатах еще долго будет пользоваться куда большим доверием, чем "межгалактическое", никем не контролируемое интернет–пространство!

Принятые регулятором новые правила игры в части, касающейся минимального количества точек (не менее 10) внутри аптечной сети для выхода в интернет–продажи не окажут ровным счетом никакого влияния на какой–либо сегмент: небольшим сетям и единичным аптекам попросту не потянуть затраты, связанные с развитием онлайн–отпуска.
Что касается аптечного ассортимента, то основные тенденции минувшего года следующие.

В кризис драйвером роста аптечных продаж являлись лекарственные препараты, они составили основную часть ассортимента и оборота аптек (75,2%). Продажи парафармацевтики несколько снизились (с 25,7% до 24,8), но эти наименования также остаются востребованными. Ожидаемыми лидерами роста в парафармацевтике в 2020 г. стали маски, санитайзеры для рук, БАД, поддерживающие иммунитет.

Товарооборот аптек внутри нашей ассоциации рос в большей степени за счет безрецептурных препаратов (ОТС — +11,7%, Rx — +7,5%). Это вызвано всплеском продаж "ковидного ассортимента" (противовирусные препараты, препараты от кашля и насморка, анальгетики–антипиретики) и профилактических средств (витамины и иммуностимуляторы).

В рецептурном же сегменте наблюдался рост у лекарств для лечения хронических заболеваний и сопутствующих COVID–19 симптомов (антибиотики, антикоагулянты, средства для лечения сердечно-сосудистых, ревматических заболеваний, а также диабета).

Как уже говорил, изменилось покупательское поведение: растет потребление дорогостоящих препаратов вследствие инфляции и смещения спроса в пользу дорогих иммуномодуляторов и перехода на более экономичные упаковки с большим числом таблеток (и, как следствие, меньшей удельной ценой).

Есть еще одна интересная тенденция, которую отмечают фармацевты: покупатели–пациенты стали больше обращать внимание на профилактику заболеваемости. Пандемия наглядно показала, что болеть не только не модно (как писали много лет подряд), но и дорого. А теперь уже и крайне опасно — не только для собственного здоровья и даже жизни, но и для здоровья и жизни близких и окружающих тебя людей!

Взлет покупательского спроса на витамин D3, противовирусные и витаминные препараты — наглядное доказательство этой тенденции. Теперь производителям необходимо быть крайне аккуратными в планировании производства, ибо спрос как мгновенно вырос, иногда так же мгновенно и упадет (маски тому пример!).

Имеющая место дефектура в условиях ажиотажного спроса на ряд групп препаратов (противовирусные, антибиотики) связана как с системой планирования производственного процесса, так и с внедрением системы маркировки.
Цены же на лекарства по итогам 2020 г. выросли почти на 7%. Рост был обусловлен, в первую очередь, инфляционными процессами. Средневзвешенная стоимость упаковки выросла относительно 2019 г. на 13% и составила 225 руб.

Сильнее всего выросли цены на дешевые препараты: лекарства со стоимостью 0-50 руб. — рост цен 27,7%. В то же время для средств стоимостью 50-150 руб. цены выросли на 8%, 150-500 руб. — на 6%, свыше 500 руб. — на 3%.

Средняя цена на импортные лексредства выросла на 16%, а на отечественные — на 29%.

При этом аптеки наценку не поднимали (в среднем ее уровень 22-24%, но зачастую приходилось переоценивать лекарства в минус).

И, несмотря на сегодняшнее падение курса основных валют (и рост стоимости углеводородов), вряд ли стоит ожидать снижения стоимости препаратов всего аптечного ассортимента.

Почему закрывались аптеки? Закрытие определенного их числа с периодом пандемии не связано. Необходимо отметить, что повышенный покупательский спрос и немалая поддержка со стороны государства послужили неплохим подспорьем для того, чтобы и дальше продолжать обеспечивать население необходимыми товарами для здоровья.

Основные причины для принятии решения о закрытии не изменились: затраты, связанные с необходимостью внедрения работы с маркированными лекарствами, изменение налогообложения и рост количества аптек федеральных сетей в регионах.

В I–II кв. 2020 г. закрытие многих аптек было связано также с тем, что закрывались организации в крупных торговых центрах. В III–IV кв., по нашим данным, число аптек вернулось к прежнему уровню и даже увеличилось относительно 2019 г.

Таким образом, снижения общего количества аптек не наблюдается, но консолидация на аптечном рынке продолжается.
Аптеки нашего содружества не претерпели каких–либо значимых изменений и продолжают наращивать свой потенциал. Было закрыто небольшое количество аптек, которые по результатам своей активности должны были это сделать еще в 2019 г.

Алтайская Екатерина
26.03.2021
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Анализ спроса, увеличение продаж, мониторинг конкурентов

 
Профмитинг
Pharmbrend
Пятигорск_бан
FMO_ban
   
   

Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться