Работа провизора не ограничивается функциями первостольника
Гайсаров Артур
Доцент кафедры управления и экономики фармации Башкирского государственного медуниверситета
До 2016 года, во времена обязательной интернатуры для провизоров, была возможность рассматривать ряд узкоспециальных вопросов на данном уровне последипломного обучения, но сегодня такой подход уже неприменим: все основные знания и практические навыки должны быть получены будущими провизорами в течение пяти лет специалитета.
При этом весьма дискуссионными являются вопросы дальнейшего совершенствования цикла пятилетнего обучения. Разумеется, необходимо сохранить традиционный глубокий подход к изучению общемедицинских дисциплин, в т.ч. физиологии с основами анатомии, патологии, биологической химии, — все то, что характеризует специалиста именно с высшим образованием по фармации. В то же время мы не можем отказаться от самой главной, ключевой направленности учебного процесса — возможности вести фармдеятельность в аптечных организациях. Получивший диплом провизор не должен иметь меньшие знания и практические навыки работы в аптеке, чем его младший коллега–фармацевт. И на это сегодня стоит обратить особое внимание.
Другое дело, что для сохранения интереса будущих специалистов к высшему образованию в области фармации важно дать студентам возможность получить необходимые компетенции и для профессий в смежных сферах. Конечно, можно и нужно обсуждать перспективы появления новых специальностей для провизоров в рамках послевузовского образования по программам ординатуры и магистратуры — например, по больничной и госпитальной фармации. Но эти вопросы напрямую зависят от поддержки данных инициатив на государственном уровне – внедрения новых специальностей и, возможно, новых должностей фармацевтических работников в соответствующие юридические акты.
И, в первую очередь, абитуриенты, поступающие в вуз на факультет или отделение фармации, должны четко представлять, что деятельность провизора не ограничивается функциями "первостольника". После получения диплома они смогут работать и по другим интересным для них направлениям: в больничных аптеках, в сфере закупок лекпрепаратов и медизделий, в области научных исследований и разработки новых лекарств, на госслужбе в сфере здравоохранения, на руководящих должностях фармацевтических предприятий (оптовых и производственных). И это далеко не все возможные варианты профессионального пути.
Подготовка провизоров на уровне вузов требует также постоянного совершенствования учебных планов в части тех предметов, которые студенты осваивают по своему выбору. Например, значительное число разнообразных элективных дисциплин с первого по пятый курс позволит приобретать дополнительные знания и навыки. Если будущему провизору интересна разработка лекарственных средств — он сможет выбрать соответствующие "элективы". Если же привлекает организационно–управленческое направление, могут понравиться и быть полезными "элективы" в области менеджмента, экономики и т.п.
При необходимости в университетах возможна проработка перспектив параллельного обучения будущих провизоров по программам профпереподготовки и повышения квалификации. Это тоже даст студентам возможность осознанного выбора в пользу высшего образования в области фармации и конкретных профессиональных направлений.