23.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
23.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Расширение ассортимента — приемлемый метод поддержки аптек

 Ассортимент аптеки действительно очень ограничен. Среди наиболее востребованных видов нелекарственной продукции (в порядке убывания) можно назвать БАД, косметику, медицинские изделия, средства перевязки и гигиены.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Значимость остальных категорий сравнительно невысока или же зависит от специализации. В некоторых аптеках успешно работает отдел оптики, в других –—широкий ассортимент продукции ортопедии и т.д…

Почему проблема аптечного ассортимента стала острой? Прежде всего, это произошло в результате сильного давления со стороны непрофильных онлайн-игроков (прежде всего, маркетплейсов). Такие компании перетягивают значительную часть посетителей из аптек за счет удобства покупки (с возможностью доставки) и зачастую более интересного ценового предложения. Чтобы сохранить рентабельность своей работы, для категории нелекарственной продукции аптеки вынуждены устанавливать довольно высокий уровень фронт–маржи, наценка тут выше, чем в категории лекарственных препаратов, тем более что на часть ассортимента действует регулирование наценок. Маркетплейсы же могут сравнительно легко демпинговать, в том числе в отношении тех же парафармацевтических продуктов. То есть первичная проблема — не столько в широте ассортимента, сколько в росте конкуренции и снижении покупательского трафика у аптечных организаций.

В целом в группе парафармацевтики по итогам 1–3 кварталов 2022 г. в российской фармрознице наблюдается отрицательная натуральная динамика на уровне 3–5% (по предварительной оценке). Денежные объемы, напротив, растут (в пределах 15-17%), однако этот рост носит исключительно инфляционный характер. При этом общая доходность операций с нелекарственным аптечным ассортиментом сильно сокращается.

Аптекам приходится уменьшать размер фронт–маржи, активность продвижения со стороны производителей, а значит, и размер бэк–маржи в ряде случаев тоже корректируется в сторону уменьшения. Напомню, что аптечная фронт–маржа формируется за счет размера наценки, а бэк–маржа — это отчисления за различные услуги, оказываемые аптеками производителям, аналитическим компаниям и т.д. Вместе эти два компонента составляют доходность аптечной деятельности, и второй компонент сегодня зачастую даже более значим, чем первый. За последние несколько лет мы видели сразу несколько законодательных инициатив по запрету или ограничению размера бэк–маржи, однако в текущих условиях это крайне опасно, т.к. может привести к массовому закрытию аптечных организаций, просто в силу серьезного ограничения их рентабельности.

Издержки же у аптечных организаций весьма ощутимы. В основном расходная часть формируется за счет стоимости аренды и фонда оплаты труда (ФОТ). Есть и множество других расходных статей, часть которых зависит от сезона (уборка снега, например).

Плюс периодически возникают различные инициативы, которые меняют структуру взаимодействий в фармотрасли. Скажем, маркировка бутилированной воды: если аптека хочет продолжить работу с данным ассортиментом, придется нести затраты на подключение к соответствующей системе. В случае с обязательной маркировкой лекарств такие затраты также значительны, но это, по крайней мере, основной профиль работы аптеки, он безусловно окупится. А в отношении воды целесообразность работы в такой системе — большой вопрос.

Сам по себе возможный отказ от отпуска питьевой воды на рентабельности аптечной деятельности серьезно не отразится: доля данной категории в общей выручке аптеки, как правило, крайне мала. И такое сокращение возможно сравнительно легко компенсировать за счет других категорий. Тем более что отказ от этой позиции в ассортименте в большей степени затронет относительно небольшие аптечные организации. А вот общие тенденции, связанные с массовым оттоком в онлайн, ведут к значительно более серьезным проблемам.

Практически одновременно с маркировкой питьевой воды стоит "на старте" и грядущая маркировка БАД: сроки пилотного проекта продлены до конца февраля 2023 г. Соответственно, перенесен и тот момент, когда мониторинг движения станет обязательным для данного ассортимента. Биодобавки в общей структуре реализации аптечной продукции представлены значительно шире.

Совершенно очевидно, что вопрос о необходимости расширения ассортимента аптек — это история, которая лоббируется представителями отрасли. В том числе как один из возможных ответов на активное развитие онлайн–канала и вызванного им оттока посетителей из аптек. Естественно, выпадающие доходы надо как-то компенсировать, чтобы аптеки могли продолжать свою деятельность.

Для покупателя такая инициатива особого значения не имеет: уровень развития розничной торговли у нас сравнительно неплохой и проблем с доступом потребителей к тому или иному ассортименту в целом не наблюдается. Мне сложно представить себе работающую аптеку там, где рядом нет каких-то торговых объектов. Чаще бывает наоборот.

А вот с точки зрения перспектив аптечного сегмента как одного из ключевых элементов фармотрасли, инициатива вполне понятна и таким образом действительно возможно поддержать экономику аптеки. Вопрос ассортимента при данном подходе может быть различным, включая те же батарейки для медтехники или определенные продукты питания.

Никаких рисков от расширения аптечного нелекарственного ассортимента я не вижу. На мой взгляд, сама эта возможность в нашей стране имеет некоторые ограничения в области менталитета. В США, например, аптека часто воспринимается как место, где помимо лекарств можно купить любую мелочь, начиная с сигарет и заканчивая канцелярскими принадлежностями. В России же отношение к аптеке совершенно иное — все-таки она воспринимается не как киоск "Союзпечати", а как неотъемлемый элемент системы здравоохранения. И только потом уже остальные факторы.

Тут обратил бы внимание еще и на вопрос перекрестной конкуренции с супермаркетами — там тоже колоссальное лобби, и оно совершенно не заинтересовано в том, чтобы делиться трафиком с аптеками. Пусть данная перекрестная конкуренция ниже, чем в онлайн–сегменте, но она также имеет значение.

Несмотря на все перечисленные условия, выступаю скорее за возможность расширения ассортимента. В сегодняшней экономической ситуации для поддержания приемлемого уровня финансового благополучия аптечных учреждений, позволяющего продолжать фармацевтическую деятельность, — это важный момент.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban