Растет ли аптечный сегмент за пределами городов?
Нечаева Юлия
Директор отдела стратегических исследований DSM Group
Наоборот, аптечные продажи смогли "выйти в плюс" только в нынешнем сентябре (в сравнении с тем же месяцем прошедшего года). На этом фоне бурное развитие и открытие все новых и новых точек не перестаёт удивлять фармацевтическое сообщество.
По данным на начало сентября в России работает уже более 74 тыс. аптек, и этот рост стартовал далеко не вчера. Так, еще в январе 2022 года работающих аптечных учреждений было 66,5 тысяч. За минувший год в целом их стало больше на четыре тысячи. А с января по август 2023 года мы увидели прирост еще на 3,6 тыс. точек.
При этом почти вся динамика текущего года обеспечена увеличением состава федеральных сетей. Наибольший количественный вклад (близкий к пятидесяти процентам) внесла сеть "Апрель", в конце прошлого года насчитывавшая 5300, а сейчас уже семь тысяч аптек. Показатели других игроков фармрынка — немногим скромнее. "Ригла" открыла 350 новых точек, "Имплозия" — 840.
На этом фоне судьба единичных аптек и небольших сетей вызывает определённые опасения: их доля сокращается. Индивидуальные аптеки сейчас представлены на рынке порядка 8 900 организациями, а ведь еще в 2019 году, перед "стартом" ковидной пандемии, их было почти вдвое больше — порядка шестнадцати тысяч. Но все равно их доля остается существенной — около 12%. Это почти каждое восьмое аптечное учреждение в нашей стране.
Одной из мер поддержки небольших аптечных организаций стали маркетинговые ассоциации. Их развитие продолжается на протяжении последних десяти лет, но форматы работы с ними в последнее время изменились. Если раньше аптека выбирала одну ассоциацию и полностью работала с ней по всем предлагаемым маркетинговым инициативам, то сейчас есть возможность числиться в разных ассоциативных компаниях, выбирая в каждой наиболее выгодные контракты. В результате повышаются требования производителей к условиям работы с ассоциациями, чтобы исключить вероятные пересечения.
Аналогичны тенденции развития аптечного онлайн–канала. Если раньше аптека или сеть присоединялась к одному интернет–сервису, то сейчас ценовое предложение одной организации можно найти на разных ресурсах — как на собственной площадке, так и на различных аптечных агрегаторах и маркетплейсах, которые пока еще продолжают свое бурное развитие. Если раньше работа с интернет–площадкой оценивалась по своей рентабельности (и было много примеров, когда аптека прекращала быть "пунктом выдачи заказа"), то сейчас речь идет в основном об информационной поддержке и возможности генерирования дополнительного трафика.
Вопрос о конкуренции с традиционными маркетплейсами (такими как "Озон", "Вайлдберриз", "Яндекс") остается открытым. Ведь аптека — это, в первую очередь, отпуск лекарственных средств, а не парафармацевтических групп товаров, для которых со стороны интернет–ритейла возможна более сильная борьба за потребителя. Возможно, в том числе и по данной причине доля лекарств, заказываемых онлайн, составляет около десяти процентов и последнее время увеличивается невысокими темпами.
Конкуренция в аптечном сегменте в целом сегодня очень высока, а количество соседствующих точек может превышать потребности людей, живущих и работающих рядом с ними. Однако такая тенденция в большей степени касается городов, а сам процесс расширения аптечной сети не ведет к росту доступности лекарственного обеспечения. В последние три года количество аптек за пределами городов остается на уровне пятнадцати тысяч — в то время как вся динамика происходит именно в городах и поселениях городского типа.