22.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
22.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Растет ли аптечный сегмент за пределами городов?

В 2023 году аптечный рынок находится под влиянием целого комплекса факторов. И здесь в первую очередь надо отметить, что высокая динамика прошлых лет не повторяется в текущем периоде. 

Нечаева Юлия
Директор отдела стратегических исследований DSM Group

Наоборот, аптечные продажи смогли "выйти в плюс" только в нынешнем сентябре (в сравнении с тем же месяцем прошедшего года). На этом фоне бурное развитие и открытие все новых и новых точек не перестаёт удивлять фармацевтическое сообщество.

По данным на начало сентября в России работает уже более 74 тыс. аптек, и этот рост стартовал далеко не вчера. Так, еще в январе 2022 года работающих аптечных учреждений было 66,5 тысяч. За минувший год в целом их стало больше на четыре тысячи. А с января по август 2023 года мы увидели прирост еще на 3,6 тыс. точек.

При этом почти вся динамика текущего года обеспечена увеличением состава федеральных сетей. Наибольший количественный вклад (близкий к пятидесяти процентам) внесла сеть "Апрель", в конце прошлого года насчитывавшая 5300, а сейчас уже семь тысяч аптек. Показатели других игроков фармрынка — немногим скромнее. "Ригла" открыла 350 новых точек, "Имплозия" — 840.

На этом фоне судьба единичных аптек и небольших сетей вызывает определённые опасения: их доля сокращается. Индивидуальные аптеки сейчас представлены на рынке порядка 8 900 организациями, а ведь еще в 2019 году, перед "стартом" ковидной пандемии, их было почти вдвое больше — порядка шестнадцати тысяч. Но все равно их доля остается существенной — около 12%. Это почти каждое восьмое аптечное учреждение в нашей стране.

Одной из мер поддержки небольших аптечных организаций стали маркетинговые ассоциации. Их развитие продолжается на протяжении последних десяти лет, но форматы работы с ними в последнее время изменились. Если раньше аптека выбирала одну ассоциацию и полностью работала с ней по всем предлагаемым маркетинговым инициативам, то сейчас есть возможность числиться в разных ассоциативных компаниях, выбирая в каждой наиболее выгодные контракты. В результате повышаются требования производителей к условиям работы с ассоциациями, чтобы исключить вероятные пересечения.

Аналогичны тенденции развития аптечного онлайн–канала. Если раньше аптека или сеть присоединялась к одному интернет–сервису, то сейчас ценовое предложение одной организации можно найти на разных ресурсах — как на собственной площадке, так и на различных аптечных агрегаторах и маркетплейсах, которые пока еще продолжают свое бурное развитие. Если раньше работа с интернет–площадкой оценивалась по своей рентабельности (и было много примеров, когда аптека прекращала быть "пунктом выдачи заказа"), то сейчас речь идет в основном об информационной поддержке и возможности генерирования дополнительного трафика.

Вопрос о конкуренции с традиционными маркетплейсами (такими как "Озон", "Вайлдберриз", "Яндекс") остается открытым. Ведь аптека — это, в первую очередь, отпуск лекарственных средств, а не парафармацевтических групп товаров, для которых со стороны интернет–ритейла возможна более сильная борьба за потребителя. Возможно, в том числе и по данной причине доля лекарств, заказываемых онлайн, составляет около десяти процентов и последнее время увеличивается невысокими темпами.

Конкуренция в аптечном сегменте в целом сегодня очень высока, а количество соседствующих точек может превышать потребности людей, живущих и работающих рядом с ними. Однако такая тенденция в большей степени касается городов, а сам процесс расширения аптечной сети не ведет к росту доступности лекарственного обеспечения. В последние три года количество аптек за пределами городов остается на уровне пятнадцати тысяч — в то время как вся динамика происходит именно в городах и  поселениях городского типа.

Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"