21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Реализация ЛС в магазинах снизит качество лекпомощи

Независимо от сроков, аптечные сети выступали и выступают против реализации лекарственных средств в продуктовых магазинах. Этот проект не может быть успешен, поскольку для России является абсолютно преждевременным. Отпуск безрецептурных лекарственных препаратов возможен только через аптеки.

Игнатьева Нелли Валентиновна

Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС)

Независимо от сроков, аптечные сети выступали и выступают против реализации лекарственных средств в продуктовых магазинах. Этот проект не может быть успешен, поскольку для России является абсолютно преждевременным. Отпуск безрецептурных лекарственных препаратов возможен только через аптеки.

Да, в мировом опыте используется практика продаж отдельных ЛС и по другим каналам (бензоколонки и магазины), но сам перечень лекарств ограничен препаратами для снятия симптомов заболевания по дороге к врачу. То есть это лишь отдельные препараты из списка безрецептурных. Стоит также отметить, что в этих странах действуют модели лекарственного страхования. Все лекарственные препараты оплачивает страховка. Стоимостью своей страховки граждане мотивированы немедленно обращаться к врачу.

Для России реализация лекарственных препаратов через торговые сети несет риски снижения качества лекарственной помощи по причине резкого увеличения количества торговых точек и отсутствия предложений по эффективному механизму контроля их деятельности, увеличения масштабов самолечения и, как следствие, роста числа заболеваний и тяжести их последствий.

Здесь также существует проблема квалификации персонала. Даже к компетентности отдельных аптечных специалистов у населения иногда возникают претензии. Поэтому нельзя допускать, чтобы лекарственную помощь оказывали непрофессионалы.

Обращение ЛС должно регулироваться и оставаться под контролем государства. Реализация ЛП должна остаться лицензируемым видом деятельности, сохраняя требования к помещениям, условиям хранения, специалистам и др. То есть как отдельный объект фармацевтической деятельности. Продажу ЛС безрецептурного отпуска осуществляют аптечные киоски. А это, в свою очередь, не требует дополнительных разрешений для торговых организаций, которые и сегодня могут лицензировать аптечные объекты на своих территориях, и находится в рамках единого нормативно-правового поля с организациями, осуществляющими отпуск лекарств. К тому же, реализация изделий медицинского назначения, биологически активных добавок и средств гигиены аптечного ассортимента разрешена и другим торговым организациям.

Из ассортимента аптечных товаров к рассмотрению для реализации в организациях, образующих торговую сеть и осуществляющих розничную продажу продовольственных товаров, возможны только те товары, которые не находятся в сфере лицензируемых видов деятельности и одновременно являются средствами «первой помощи». Например, пластыри, перевязочные средства, средства личной гигиены, презервативы, лубриканты, тесты на беременность, растворы для линз. А для групп товарного аптечного ассортимента, находящихся в числе лицензируемых видов, необходима выработка механизмов выведения отдельных из них из лицензируемых видов деятельности, что на данный момент практически невозможно.

Комментировать вопрос, как будут выживать аптеки в случае реализации ЛС в магазинах, преждевременно. Отмечу лишь, что аптеки сейчас переживают сложный период, и наша задача на данный момент – максимально точно и результативно донести нашу профессиональную позицию до лиц, принимающих решения.

От лица фармсообщества РААС неоднократно направляла свои предложения и обращения в адрес правительства, Минздрава, Минпромторга, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ).

Запрет рекламы безрецептурных ЛС не повлияет на работу аптек. Однако сам по себе запрет бессмысленный. Он не решит ту проблему, которую преследует, а именно – устранение безответственного самолечения. И может привести к обратным результатам.

Такой  риск несут в себе и запрет рекламы ЛС в СМИ, и возможность отпуска товаров аптечного ассортимента в продуктовых сетевых магазинах.

Наших граждан, прежде всего, нужно учить своевременно обращаться к врачу, и один из вариантов решения этой непростой задачи – введение механизмов лекарственного страхования, которое мы ожидаем с 2016 г.

Специализированные
мероприятия