04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Решать проблемы в диалоге

На базе Санкт–Петербургской химико-фармацевтической академии в 2015 г. прошли уже как минимум два значимых для фармотрасли события: Всероссийская фармацевтическая олимпиада и научная конференция студентов и аспирантов "Молодая фармация — потенциал будущего". Ректор СПХФА И.А. Наркевич рассказал корреспонденту МА о целях этих образовательных проектов.

Игорь Анатольевич, как Вы оцениваете итоги этих мероприятий?
— Конференция "Молодая фармация — потенциал будущего" проводится в академии ежегодно. В этом году она была пятой по счету, юбилейной. Конференция постоянно развивается. По ее итогам мы делаем выводы о том, куда двигаться дальше, как улучшать это мероприятие, как развивать. За эти годы определился круг потенциальных интересантов–работодателей, которые постоянно участвуют в конференции. Это генеральный спонсор — компания "Такеда", предприятие "Р–Фарм", а также предприятия Санкт–Петербургского фармацевтического кластера. Их поддержка позволяет академии проводить конференцию на достойном уровне. Основная цель "Молодой фармации" — это обеспечить взаимодействие между работодателем и его потенциальными работниками, чтобы они нашли друг друга, чтобы будущий выпускник смог понять направление деятельности, которым он будет заниматься, определился хотя бы с вероятным местом работы, а работодатель получил квалифицированного специалиста. Это такой элемент точечной подготовки специалистов.

Отслеживают ли в СПХФА, идут после окончания учебы молодые специалисты работать именно на те предприятия, которые сотрудничают с академией?
— Конечно, отслеживаем. У нас с работодателями не все только на "Молодой фармации" завязано. Между академией и работодателями идет постоянный диалог. Кроме конференции, наши студенты (группы по 5 человек) ездят на практику на фармацевтические заводы от Калининграда до Курганска. Практически 30–40 предприятий — это площадки для прохождения государственной практики выпускниками. С ними ездят преподаватели, студенты выполняют работы по заказу предприятий. Часто предприятие рекрутирует к себе тех студентов, которым они давали темы для дипломных работ. Кроме того, представители предприятий, и мы это приветствуем, участвуют в государственной аттестации, не только в качестве членов комиссий, утвержденных Минздравом России, но и в процессе открытой защиты дипломных работ работодатели могут посмотреть на уровень подготовки того или иного выпускника. В течение года регулярно проходят встречи с сотрудниками HR–отделов компаний. Они просят организовать семинары, чтобы можно было рассказать студентам о своей компании и предложить трудоустройство. "Молодая фармация" — это элемент системы подготовки кадров, важный и удачный по своему формату, но не единственный. Еще один элемент — Всероссийская фармацевтическая олимпиада, победителями которой дважды были студенты нашей академии. А последняя олимпиада прошла на базе СПХФА. К нам приехали студенты из разных городов России, Беларуси и Казахстана. Олимпиада является маркером требований или пожеланий наших фармпроизводителей к студентам, какими они хотели бы их видеть, с каким образовательным контентом, чтобы соответствовать их требованиям. Это полезное мероприятие в плане профессионально–общественной оценки образования. Мы активно и сознательно участвуем в олимпиаде. Будем и дальше это делать.

Студенты, которые были призерами и победителями олимпиады, студенты, отмеченные на конференции "Молодая фармация" работодателями, получают достойное предложение о работе еще до получения диплома. Это приятно, ведь наша работа — подготовить специалиста, который будет работать по специальности.

Какие основные требования в дополнение к уже полученному профильному образованию предъявляют работодатели к выпускникам?
— Суть требований в большей конкретизации под определенное рабочее место. Мы не можем подготовить, по крайней мере, пока физически этого сделать не можем, 100 специалистов с очень узкой специализацией. Академия может это сделать только совместно с работодателем. Фарма достаточно динамично развивается, а система образования по–хорошему достаточно консервативна, и это в определенном смысле достоинство. Но это не значит, что не надо учитывать те быстрые изменения, которые происходят на фармрынке. Надо выстраивать систему и понимать, на какие запросы откликаться сиюминутно. Например, не хватает специалистов в области спектральных методов исследований. Почему мы не готовим? Потому что лаборатории для их подготовки стоят 30–50 млн рублей при минимальном оснащении. Мало оснастить, нужны преподаватели, надо разработать образовательные программы, набрать студентов и через 5 лет получить специалистов. Может, проще посмотреть на МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт–Петербургский университет, которые готовят таких специалистов?

Работодатели тоже не всегда адекватно оценивают рынок труда, зачастую (так как образование у нас бесплатное) они пользуются государственной услугой. Вкладывать 50 млн в подготовку 100 человек в течение 5 лет мы готовы, но вы проинвестируйте. Но тогда сразу встает вопрос, а готов ли бизнес это сделать? Такие примеры стимулируют поиск образовательных моделей. Как решить вопросы, не отмахиваясь от них? Решать в диалоге вуз — работодатель или вуз — работодатель — органы государственной власти — академическая наука в зависимости от ситуации.

Любая конструктивная критика полезна. Мы тогда понимаем, как развиваться. Мы в академии воспринимаем такую критику, не отвергаем ее, перерабатываем. Что можно улучшить, мы стараемся улучшить. Спасибо работодателям. Вуз — это живой организм. В любой развивающейся системе ничего идеального быть не может.

Расскажите, пожалуйста, с какими фармацевтическими компаниями сотрудничает академия в образовательных проектах?
— Это иностранные компании: "Пфайзер", "Новартис", "Мерк Шарп и Доум", "Эли Лилли", "Сарториус", "Штада", "Такеда". Из российских — предприятия Санкт–Петербургского фармацевтического кластера, "Биокад", "Полисан", "Фармацевтическая фабрика Санкт–Петербурга", "Вертекс", "Р–Фарм", "Фармасинтез", "Микроген", "Фармстандарт".

Как Вы оцениваете интеллектуальный и общеобразовательный уровень современных студентов?
— За мою бытность ректором СПХФА качество знаний абитуриентов, поступающих к нам, улучшилось. С развитием сотрудничества с глобальными фармацевтическими компаниями интерес к изучению английского значительно повысился. Студенты стали более креативны, более свободны, лучше знают иностранные языки. Это также способствует повышению качества образования. У них есть и недостатки. Это все, что связано с Интернетом: неумение общаться вживую. Но этот недостаток мы стараемся в них преодолеть. Например, компания "Пфайзер" в рамках нашей совместной образовательной программы "Больше, чем образование" провела у нас замечательный модуль Soft Skills (развитие личности и компетенций) для студентов старших курсов. Молодежь у нас очень хорошая. Надеемся, что дальше она будет еще лучше.