Ефимов Дмитрий
Генеральный директор АО "Нижфарм", старший вице–президент Stada AG
Какие–то знаковые события, которые начались бы в текущем году, отметить сложно. При этом мы видели развитие инициатив, которые оформились в 2014–2015 гг. Это — правило "третий лишний" и российский GMP–инспекторат.
Благодаря государственной поддержке доля препаратов российского производства в закупках постепенно растет. При этом жесткое регулирование стандартов качества производства защищает интересы потребителя и создает основу для честной конкуренции между производителями.
В 2016 г. мы вывели в коммерческую доступность 12 продуктов в разных сегментах — это меньше, чем в предыдущие периоды. В силу того, что в России практически отсутствует система страховой медицины, сам факт вывода препарата на рынок не гарантирует спроса и продаж. Это — всегда существенные вложения в маркетинг.
Если говорить про рынок в целом, то небольшое количество новых продуктов по сравнению с предыдущим периодом, вероятно, можно объяснить еще и тем, что при регистрации компания должна предъявлять российский GMP–сертификат. При этом не все производители на данный момент успешно прошли инспекцию.
Ситуация с препаратами из перечня ЖНВЛП — стабильно тяжелая. Мы продолжаем существовать в парадигме старой системы. Индексация цен на 5–7% не только не покрывает возросших издержек производителей, но даже несравнима с уровнем фактической инфляции, которая только по итогам 2015 г. составила более 10%.
Тем не менее, несмотря на сложные условия, мы не останавливали производство каких-либо препаратов из Перечня, принимая это как свои социальные обязательства перед потребителем. Мы понимаем, что прекращение выпуска того или иного продукта не оставит пациента без лекарства, но может привести к тому, что его чек в аптеке ощутимо вырастет.
Не скрою, что у нас в портфеле есть препараты, которые близки к нулевой прибыльности, например, "Эрмиталь". Ошибки, в свое время допущенные его производителем при регистрации цены, скорее всего, не позволят нам продолжить дистрибуцию этого препарата в Россию, если ситуация не изменится в лучшую сторону.
Я бы все–таки не стал называть происходящие процессы импортозамещением. В моем понимании, импортозамещение чего-либо предполагает резкое ограничение зарубежных закупок и вынужденный поиск выхода из ситуации путем использования только отечественных аналогов. При этом все мы понимаем, что лучшие фармацевтические практики, к сожалению, не российские. Другой вопрос — локализация, т.е. трансфер лучших международных решений на территорию России. На сегодня у нас уже создано немало локальных производственных площадок, в т.ч. на базе фармацевтических кластеров. И этот процесс начался задолго до популяризации идеи импортозамещения. Локализация — это позитивная история, и в этом направлении, безусловно, есть куда развиваться.
Сейчас не каждая международная компания готова или способна реализовать инвестиционный проект по строительству завода в России. При этом многие готовы к переносу передовых технологий, но здесь есть ограничения на производство препаратов одного МНН с различными торговыми наименованиями на одной производственной площадке.
Изменение законодательства в этой части могло бы, во-первых, стать толчком для развития российских производственных компаний, а, во–вторых, увеличило бы ценовую доступность лекарственных препаратов за счет хорошей экономики производства.
Не устану повторять и то, что критично и важно внести ясность в ценообразование препаратов ЖНВЛП. Система выполнила свою задачу в момент внедрения, когда нужно было сдержать рост цен на лекарства. Новое время требует новых решений, и методика объективно требует пересмотра. Среди возможных решений: регулирование ценообразования, основанное на референтных ценах, или же внедрение страховых форм возмещения.
Более того, сам перечень ЖНВЛП далек от совершенства. "Родом" он — из прежнего списка ЖНВЛС, который создавался для других целей: стимулирование производителей жизненно необходимых препаратов за счет льгот по налогу на прибыль, например. Спустя какое–то время льгота была отменена, а список лег в основу другой, уже ограничивающей, инициативы. Отсюда — большое количество безрецептурных симптоматических препаратов, которым правильнее было бы существовать в условиях рыночной конкуренции.
В этом году мы продолжили наши внутренние инвестиционные программы по расширению существующих производственных мощностей в Нижнем Новгороде и Обнинске. Кроме того, начали реализацию проектов по локализации некоторых ключевых продуктов, производимых на наших партнерских площадках за пределами России.
Этот год мы, в основном, использовали для наведения порядка в собственном доме: пересмотрели некоторые процессы, структурировали портфель, перегруппировали силы. В общем, активно готовились к новой фазе роста!
Я с оптимизмом смотрю в наступающий год. Многие меры государственной поддержки только начинают работать в полную силу и показывать результат. Ближайшие годы должны стать прорывными для российской фармы и тех компаний, которые локализовались в России. Искренне желаю всем нам воспользоваться этим моментом!