Роль отечественного фармпрома в госзакупках лекарств
Открыл заседание президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он отметил, что при обсуждении вопроса поддержки отечественных производителей очень важно, чтобы соблюдались критерии развития конкуренции и баланс интересов между производителями и потребителями.
Участники заседания обсудили доклад председателя Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности Юрия Калинина о роли отечественной промышленности в системе государственного обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями и приведенный анализ правоприменительной практики ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В целом, положительно оценив роль контрактной системы в регулировании государственных закупок, участники заседания отметили, что при проведении аукционов и конкурсов систематически выявляются нарушения положений Федерального закона. Зачастую лоты формируются под конкретного поставщика, когда продукция, составляющая 1% от всего лота, является определяющей. Были приведены примеры, когда объявляется жесткое условие по осуществлению поставки в течение 6 часов по требованию. Также выступающие отметили массовые случаи срыва проведения конкурсов и аукционов, из-за чего пациенты иногда месяцами не могут получить положенную медицинскую помощь, а виновные при этом не несут ответственность за выявленные нарушения. Практика обращения в суд сталкивается с проблемой того, что решение узкопрофессиональных вопросов требует наличия специального базового медицинского и фармацевтического образования, а профессиональный третейский суд в данной сфере в настоящее время отсутствует. Эксперты подчеркнули, что Российский союз промышленников и предпринимателей является эффективной площадкой для обсуждения и решения вопросов, затрагивающих интересы пациентов, производителей и торгового звена. На заседании также было предложено обсудить понятие «единый поставщик», вопросы введения долгосрочного контракта и его параметры. Актуальными остаются проблемы, возникающие при переводе пациентов на другие методы лечения.
Рассматривая вопросы применения постановлений Правительства РФ об ограничении участия в госзакупках импортных лекарственных препаратов и медицинских изделий, выступающие подчеркивали, что предлагаемые решения не предусматривают никакого запрета. Все изделия, аналоги которых в России не производятся, будут по-прежнему беспрепятственно импортироваться в Россию, так как на них ограничения не распространяются. Более того, в случае расширения в 2015 году перечня медицинских изделий, по которым действующее постановление Правительства №102 от 5 февраля с.г. будет устанавливать ограничения при госзакупках, доля продукции отечественного производства на российском рынке увеличится только до 20-22%, в 2016 г – до 25-30%, в 2017г - до 35-40%. Оставшаяся часть по-прежнему будет компенсироваться за счет импорта.
Спикеры также отметили, что качество медицинских изделий отечественного производства, которые входят в перечень к вышеназванному постановлению, – высокое, и это подтверждено опытом их использования в системе здравоохранения. Российские производители готовы полностью обеспечить потребности государственных лечебных учреждений в данной продукции. При этом сохраняется высокая конкуренция между производителями, в том числе, и за счет того, что многие мировые лидеры медицинской промышленности уже локализовали свое производство в России, и их продукция не будет иметь ограничений в госзакупках. И при этом выгода для бюджета – очевидна: действие постановления повышает эффективность использования бюджетных средств. За счет этого, в том числе, увеличивается доступность получения качественной медицинской помощи большей частью населения страны. Перечень расширять надо обязательно, но при его составлении нужно тщательно анализировать вносимые в него позиции, чтобы соблюдать все вышеперечисленные аспекты, обеспечивающие качество продукции и конкуренцию между производителями.
Участники заседания приняли рекомендации профессиональным общественным объединениям и заинтересованным органам власти федерального и регионального уровня по совершенствованию системы регулирования государственных закупок.
Пресс-служба компании «Светлый город»