Россияне оценили систему ОМС
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о применении системы обязательного медицинского страхования в стране.
В ТОП–3 проблем российского здравоохранения сегодня, по оценкам россиян, входят недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (47%), неполная оснащенность больниц современным оборудованием (39%) и недостаточные объемы финансирования отрасли в целом (30%). Реже всего в числе острых проблем участники опроса говорили о неэффективной работе страховых компаний, предоставляющих полисы ОМС (5%).
О наличии персонального опыта пользования полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) сообщили 77% участников опроса. За последний год медицинскую помощь по ОМС получили более половины (57%). Чаще других данной услугой пользуются женщины и респонденты с плохим материальным положением. 18% респондентов никогда не обращались в медучреждения по полису обязательного страхования.
О своих правах как пациентов (в соответствии с ФЗ об ОМС) в той или иной степени осведомлены три четверти наших сограждан (77%), в т.ч. хорошо знакомы 14%, и 63% имеют общее представление. Среди активных пользователей полисов ОМС доля осведомленных заметно выше, чем среди тех, кто страховку пока не использовал (80% против 69% соответственно).
Треть опрошенных (35%) лично или на примере близких сталкивалась с врачебными ошибками:каждый седьмой обратился в страховую компанию с жалобой на некачественно оказанную услугу, тогда как 30% предпочли этого не делать.
Половина респондентов (50%) считает верным, что именно страховая компания, выдавшая полис ОМС, должна отвечать за защиту прав пациентов. Такое мнение разделяет большинство как среди тех, кто применяет полис ОМС, так и среди тех, кто его не использует, или заявляет о его отсутствии. 16% возлагают ответственность на федеральное Министерство здравоохранения и 10% — на региональное, на самих пациентов — 4%.
В поддержку создания в системе ОМС органа страховых представителей (с июля 2016 г.) высказались 82% опрошенных. Однако их эффективность с точки зрения повышения уровня предоставляемых медицинских услуг респонденты пока оценивают с осторожностью: 50% считают, что это решение не повлияет на качество предоставляемой в рамках ОМС медпомощи. В то же время те, кто считает, что ситуация изменится, скорее ожидают позитивных перемен (34%), нежели негативных (2%).
Данные комментирует руководитель Управления социально–политических исследований ВЦИОМКирилл Родин: "Сегодня мы находимся в ситуации, когда тема здравоохранения является одной из наиболее значимых в общественной дискуссии, в т.ч. благодаря тому, что оппозиционно настроенные участники выборного процесса активно используют ее в своей предвыборной риторике. Особенностью данного исследования была попытка оценить отношение, восприятие места и роли института медицинских представителей, появившихся в системе ОМС в этом году. Вектор общественного восприятия достаточно очевиден: пользователи медицинских услуг оказались крайне заинтересованы в ведении дополнительных механизмов контроля, в т.ч. в лице страховых компаний".
Всероссийский опрос ВЦИОМ среди взрослого населения страны (18 лет и старше) проведен по заказу Центра социального проектирования "Платформа" 31 августа — 3 сентября 2016 г. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает +/– 2,8.
Как Вы считаете, какие проблемы российской системы здравоохранения требуют улучшения в первую очередь? (закрытый вопрос, не более 3 ответов, %)
|
|
Все опрошенные
|
Недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей
|
47
|
Недостаточная оснащенность учреждений современным оборудованием
|
39
|
Недостаток финансирования здравоохранения
|
30
|
Необходимость повышения качества медицинских услуг в целом
|
28
|
Недостаточное обеспечение лекарствами
|
23
|
Недоступность медицинской помощи для населения
|
15
|
Несовершенство законодательства
|
7
|
Неэффективная работа страховых компаний, предоставляющих полисы ОМС
|
5
|
Другое
|
11
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
Приходилось ли когда–либо Вам лично пользоваться полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) для получения медицинской помощи?(закрытый вопрос, один ответ, %)
|
|
Все опрошенные
|
Пол
|
Самооценка материального положения
|
Мужчины
|
Женщины
|
Очень хорошее / хорошее
|
Среднее
|
Очень плохое / плохое
|
Затрудняюсь ответить
|
Да, пользовался (лась)
|
77
|
69
|
83
|
73
|
76
|
83
|
69
|
Нет, не пользовался (лась)
|
18
|
24
|
13
|
19
|
19
|
14
|
31
|
У меня нет полиса ОМС
|
4
|
6
|
3
|
7
|
4
|
3
|
0
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
Как давно Вы обращались за медицинской помощью по полису ОМС в последний раз? (закрытый вопрос, один ответ, % от респондентов, которые пользовались полисом ОМС)
|
|
|
Все опрошенные
|
Менее 11 месяцев назад
|
57
|
1–2 года назад
|
28
|
3–5 лет назад
|
8
|
5 лет назад и более
|
6
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
Знаете ли Вы свои права как пациента в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании"? (закрытый вопрос, один ответ, %)
|
|
|
Все опрошенные
|
Пользовались полисом ОМС
|
Не пользовались полисом ОМС
|
У меня нет полиса ОМС
|
Знаю свои права хорошо
|
14
|
14
|
14
|
8
|
Имею общее представление, без каких–либо подробностей
|
63
|
66
|
55
|
51
|
Ничего не знаю о своих правах
|
22
|
20
|
29
|
41
|
Отказ от ответа
|
1
|
0
|
2
|
0
|
Сталкивались или не сталкивались Вы или Ваши близкие с врачебными ошибками при получении медицинской помощи — постановкой неправильного диагноза, лечения или халатностью врача, повлекшей осложнения состояния здоровья? Если сталкивались, обращались ли Вы с жалобой на медицинскую организацию в страховую компанию, выдавшую медицинский полис? (закрытый вопрос, один ответ, %)
|
|
|
Все опрошенные
|
Обращались в страховую компанию
|
5
|
Не обращались в страховую компанию
|
30
|
Не сталкивались с врачебными ошибками
|
64
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
Скажите, как давно Вы или Ваши близкие сталкивались с подобными врачебными ошибками в последний раз? (закрытый вопрос, один ответ, в % от респондентов, которые сталкивались с врачебными ошибками)
|
|
|
Все опрошенные
|
Менее 11 месяцев назад
|
32
|
1–2 года назад
|
25
|
3–5 лет назад
|
16
|
5 лет назад и более
|
23
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
Считаете ли Вы правильной систему, при которой именно страховая компания, выдавшая Вам полис ОМС, должна защищать Ваши права как пациента?(закрытый вопрос, один ответ, %)
|
|
|
Все опрошенные
|
Пользовались полисом ОМС
|
Не пользовались полисом ОМС
|
У меня нет полиса ОМС
|
Да, это обязанность страховой компании
|
50
|
51
|
45
|
53
|
Нет, это обязанность регионального Министерства здравоохранения
|
10
|
10
|
13
|
8
|
Нет, это обязанность Министерства здравоохранения РФ
|
16
|
16
|
16
|
10
|
Нет, это обязанность самих граждан
|
4
|
3
|
7
|
6
|
Затрудняюсь ответить
|
20
|
20
|
19
|
23
|
В июле 2016 г. в системе ОМС появились страховые представители. Они занимаются решением спорных ситуаций, напоминают о необходимости пройти диспансеризацию, обратиться к врачу в случае наличия хронических заболеваний. Вы лично поддерживаете или не поддерживаете введение такой функции в системе ОМС? (закрытый вопрос, один ответ, %)
|
|
|
Все опрошенные
|
Полностью, скорее поддерживаю
|
82
|
Полностью, скорее не поддерживаю
|
10
|
Затрудняюсь ответить
|
8
|
По Вашему мнению, работа страховых представителей повлияет или не повлияет на общее качество предоставляемых медицинских услуг в рамках ОМС? Если да, то каким образом? (закрытый вопрос, один ответ, %)
|
|
|
Все опрошенные
|
Повысит качество медицинских услуг
|
34
|
Ухудшит качество медицинских услуг
|
2
|
Никак не повлияет, качество медицинских услуг останется на том же уровне
|
50
|
Затрудняюсь ответить
|
14
|
Источник: Всероссийский центр изучения общественного мнения (www.wciom.ru)