11.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
11.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Новости

Россияне оценили систему ОМС

Каждый второй россиянин считает, что защитой прав пациентов, получающих услуги по полисам ОМС, должны заниматься страховые компании.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о применении системы обязательного медицинского страхования в стране.

В ТОП–3 проблем российского здравоохранения сегодня, по оценкам россиян, входят недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (47%), неполная оснащенность больниц современным оборудованием (39%) и недостаточные объемы финансирования отрасли в целом (30%). Реже всего в числе острых проблем участники опроса говорили о неэффективной работе страховых компаний, предоставляющих полисы ОМС (5%).

О наличии персонального опыта пользования полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) сообщили 77% участников опроса. За последний год медицинскую помощь по ОМС получили более половины (57%). Чаще других данной услугой пользуются женщины и респонденты с плохим материальным положением. 18% респондентов никогда не обращались в медучреждения по полису обязательного страхования.

О своих правах как пациентов (в соответствии с ФЗ об ОМС) в той или иной степени осведомлены три четверти наших сограждан (77%), в т.ч. хорошо знакомы 14%, и 63% имеют общее представление. Среди активных пользователей полисов ОМС доля осведомленных заметно выше, чем среди тех, кто страховку пока не использовал (80% против 69% соответственно).

Треть опрошенных (35%) лично или на примере близких сталкивалась с врачебными ошибками:каждый седьмой обратился в страховую компанию с жалобой на некачественно оказанную услугу, тогда как 30% предпочли этого не делать.

Половина респондентов (50%) считает верным, что именно страховая компания, выдавшая полис ОМС, должна отвечать за защиту прав пациентов. Такое мнение разделяет большинство как среди тех, кто применяет полис ОМС, так и среди тех, кто его не использует, или заявляет о его отсутствии. 16% возлагают ответственность на федеральное Министерство здравоохранения и 10% — на региональное, на самих пациентов — 4%.

В поддержку создания в системе ОМС органа страховых представителей (с июля 2016 г.) высказались 82% опрошенных. Однако их эффективность с точки зрения повышения уровня предоставляемых медицинских услуг респонденты пока оценивают с осторожностью: 50% считают, что это решение не повлияет на качество предоставляемой в рамках ОМС медпомощи. В то же время те, кто считает, что ситуация изменится, скорее ожидают позитивных перемен (34%), нежели негативных (2%).

Данные комментирует руководитель Управления социально–политических исследований ВЦИОМКирилл Родин: "Сегодня мы находимся в ситуации, когда тема здравоохранения является одной из наиболее значимых в общественной дискуссии, в т.ч. благодаря тому, что оппозиционно настроенные участники выборного процесса активно используют ее в своей предвыборной риторике. Особенностью данного исследования была попытка оценить отношение, восприятие места и роли института медицинских представителей, появившихся в системе ОМС в этом году. Вектор общественного восприятия достаточно очевиден: пользователи медицинских услуг оказались крайне заинтересованы в ведении дополнительных механизмов контроля, в т.ч. в лице страховых компаний".

Всероссийский опрос ВЦИОМ среди взрослого населения страны (18 лет и старше) проведен по заказу Центра социального проектирования "Платформа" 31 августа — 3 сентября 2016 г. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает +/– 2,8.

Как Вы считаете, какие проблемы российской системы здравоохранения
требуют улучшения в первую очередь?
(закрытый вопрос, не более 3 ответов, %)

 

Все опрошенные

Недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей

47

Недостаточная оснащенность учреждений современным оборудованием

39

Недостаток финансирования здравоохранения

30

Необходимость повышения качества медицинских услуг в целом

28

Недостаточное обеспечение лекарствами

23

Недоступность медицинской помощи для населения

15

Несовершенство законодательства

7

Неэффективная работа страховых компаний, предоставляющих полисы ОМС

5

Другое

11

Затрудняюсь ответить

4

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 

Приходилось ли когда–либо Вам лично пользоваться полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) для получения медицинской помощи?(закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

Пол

Самооценка материального положения

Мужчины

Женщины

Очень хорошее / хорошее

Среднее

Очень плохое / плохое

Затрудняюсь ответить

Да, пользовался (лась)

77

69

83

73

76

83

69

Нет, не пользовался (лась)

18

24

13

19

19

14

31

У меня нет полиса ОМС

4

6

3

7

4

3

0

Затрудняюсь ответить

1

1

1

1

1

0

0

 

Как давно Вы обращались за медицинской помощью по полису ОМС в последний раз? (закрытый вопрос, один ответ, % от респондентов, которые пользовались полисом ОМС)

 

 

Все опрошенные

Менее 11 месяцев назад

57

1–2 года назад

28

3–5 лет назад

8

5 лет назад и более

6

Затрудняюсь ответить

1

 

Знаете ли Вы свои права как пациента в соответствии с Федеральным законом
"Об обязательном медицинском страховании"?
(закрытый вопрос, один ответ, %)

 

 

Все опрошенные

Пользовались полисом
ОМС

Не пользовались полисом ОМС

У меня нет полиса ОМС

Знаю свои права хорошо

14

14

14

8

Имею общее представление, без каких–либо
подробностей

63

66

55

51

Ничего не знаю о своих правах

22

20

29

41

Отказ от ответа

1

0

2

0

 

Сталкивались или не сталкивались Вы или Ваши близкие с врачебными ошибками при получении медицинской помощи — постановкой неправильного диагноза, лечения или халатностью врача, повлекшей осложнения состояния здоровья? Если сталкивались, обращались ли Вы с жалобой на медицинскую организацию в страховую компанию, выдавшую медицинский полис? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

 

Все опрошенные

Обращались в страховую компанию

5

Не обращались в страховую компанию

30

Не сталкивались с врачебными ошибками

64

Затрудняюсь ответить

1

 

Скажите, как давно Вы или Ваши близкие сталкивались с подобными врачебными ошибками в последний раз? (закрытый вопрос, один ответ, в % от респондентов, которые сталкивались с врачебными ошибками)

 

 

Все опрошенные

Менее 11 месяцев назад

32

1–2 года назад

25

3–5 лет назад

16

5 лет назад и более

23

Затрудняюсь ответить

4

 

Считаете ли Вы правильной систему, при которой именно страховая компания, выдавшая Вам полис ОМС, должна защищать Ваши права как пациента?(закрытый вопрос, один ответ, %)

 

 

Все опрошенные

Пользовались полисом ОМС

Не пользовались полисом ОМС

У меня нет полиса ОМС

Да, это обязанность страховой компании

50

51

45

53

Нет, это обязанность регионального
Министерства здравоохранения

10

10

13

8

Нет, это обязанность Министерства
здравоохранения РФ

16

16

16

10

Нет, это обязанность самих граждан

4

3

7

6

Затрудняюсь ответить

20

20

19

23

 

В июле 2016 г. в системе ОМС появились страховые представители.
Они занимаются решением спорных ситуаций, напоминают
о необходимости пройти диспансеризацию,
обратиться к врачу в случае наличия хронических заболеваний.
Вы лично поддерживаете или не поддерживаете введение такой функции в системе ОМС?
(закрытый вопрос, один ответ, %)

 

 

Все опрошенные

Полностью, скорее поддерживаю

82

Полностью, скорее не поддерживаю

10

Затрудняюсь ответить

8

 

По Вашему мнению, работа страховых представителей повлияет
или не повлияет на общее качество предоставляемых медицинских услуг в рамках ОМС?
Если да, то каким образом?
(закрытый вопрос, один ответ, %)

 

 

Все опрошенные

Повысит качество медицинских услуг

34

Ухудшит качество медицинских услуг

2

Никак не повлияет, качество медицинских услуг останется на том же уровне

50

Затрудняюсь ответить

14

Источник: Всероссийский центр изучения общественного мнения (www.wciom.ru)

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи рубрики новости:
Центр лекобеспечения закупит 10 препаратов против ВИЧ

С 10 по 20 сентября федеральный Центр лекобеспечения принимает заявки на участие в 13-ти аукционах на поставку 10 лекпрепаратов для лечения пациентов с ВИЧ-инфекцией.

Кабмин планирует упорядочить рынок БАДов в России

Кабмин планирует формировать перечень разрешенных БАДов и позволить врачам выписывать их пациентам.

История судебных споров АстраЗенека и Аксельфарм

Судебные разбирательства между «АстраЗенека» и «Аксельфарм» идут не один год.

Поставки инновационных лекарств снизились

Значительное сокращение клинических исследований (КИ) на территории РФ, доля которых в прошлом году составила всего 2,4% (в 2022 г. – 40%) привело к уменьшению количества зарегистрированных инновационных иностранных препаратов. По сведениям RNC Pharma, номенклатура зарубежных лекпрепаратов на нашем рынке сократилась на 33 единицы за 6 месяцев.

Препарат Арцерикс поступил в гражданский оборот

Группа компаний «Р-Фарм» выпустила в гражданский оборот собственный оригинальный препарат Арцерикс (гофликицепт) для патогенетической терапии идиопатического рецидивирующего перикардита (ИРП) у пациентов 18 лет и старше. Арцерикс — единственный препарат в России, зарегистрированный для терапии пациентов с ИРП.

Специализированные
мероприятия
Omni farma