Российскому фармпрому надо доказать свою состоятельность
Саверский Александр Владимирович
Президент Лиги защитников пациентов
Дело в том, что как только мы убираем один вид регулирования — рыночный, мы должны его заменить полноценным другим видом регулирования — административным. Третьего варианта вообще нет. И раз уж взялись регулировать административно, нужно наладить учет, распределение, цену и прочие компоненты планирования.
Но на сегодняшний день мы даже не знаем точно, какие лекарства и в каких количествах производят в нашей стране. О качестве уже не говорю… А еще необходима служба сервиса. У кого из наших производителей она есть в масштабах страны? Гарантийное и постгарантийное обслуживание, обучение кадров…
Различие в качестве "импортного" и "нашего", на мой взгляд, основано на том, что в СССР фарма была одной из не самых успешных отраслей промышленности. Клинические исследования препарата, например, могли провести в лечении 50 пациентов в рамках защиты диссертации, и таким образом создавались методики применения лекарств. Но препараты почему–то работают, и слава богу.
У Запада другие крайности: там уже в советскую эпоху всем правил денежный интерес и есть скандалы из–за подлога данных клинических испытаний. Но в целом фарминдустрия там была сильнее, как и медицина. Мы к 1990 г. потеряли темпы роста, а за рубежом произошел мощный рывок. И дальше различие лишь увеличивалось.
Сейчас в нашей стране пытаются воссоздать высокий уровень фармацевтического производства, но вопросов по данному процессу очень много: насколько отечественные производители стабильны, качественны, инфраструктурны. Им еще предстоит доказывать свою состоятельность.
Неплохо было бы, говоря об импортозамещении, не гадать на кофейной гуще, а увидеть перечни их препаратов и наших. И понять, по каким нозологиям какие средства существуют, в чем их различия, достоинства, недостатки.
А потребности человека в лекарствах можно рассчитать, только воссоздав Госплан или, по крайней мере, его основные элементы. Касающиеся сбора информации, ее анализа, распределения ресурсов и заказов. Сейчас, например, когда обсуждается вопрос о передаче оплаты орфанных препаратов на федеральный уровень, Минздрав тут же сообщает, что регистр орфанных больных увеличится в 2–3 раза. Это значит, что регионы скрывают диагнозы. Как в этой ситуации можно что-то планировать?
И как понять, какой именно препарат из всех МНН нужно закупать для государственных нужд, какой соответствует нормальному соотношению цена–качество?