21.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
21.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Сегодняшние шаги не решают главных проблем лекобеспечения

По большому счету рецептурный отпуск действительно работает только в сфере льготного лекарственного обеспечения. В подавляющем большинстве остальных случаев рецептурные препараты отпускаются без рецепта, в т.ч. и тогда, когда назначение делает врач.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Выписка собственно рецептов на специальных бланках вытесняется распечатками рекомендаций из информационных систем поликлиники, простыми листками бумаги с указанием препаратов и порядка их приема и т.д. И винить врачей в этом нельзя — здесь существуют системные организационные проблемы, которые невозможно решить на уровне конкретного ЛПУ.

Конечно, нельзя сказать, что рецепты полностью исчезли из обихода врача, но действительно необходимым элементом системы они остаются только в сфере льготного лекарственного обеспечения. Не говорю уже о том, что значительное количество пациентов вообще не обращается к врачам, а сразу идет со своими проблемами в аптеки. Это не выбор пациента, а вынужденный шаг. Проблема самолечения носит очень серьезный характер, и связано это во многом с системными проблемами российского здравоохранения. Например, с тотальной нехваткой врачей, и, как следствие, их перегруженностью.

Сам инструмент общения врача с провизором с помощью рецептов, на мой взгляд, несколько устарел. Исторически это было оправдано, когда спектр лекарственных препаратов был очень невелик, а процесс их производства находился на кустарном уровне. Сейчас спектр препаратов настолько широк, а процесс производства настолько регламентирован и автоматизирован, что рецепт (если речь не о рецепте индивидуальном, например, для маленького ребенка) — это безусловная архаика. Оформление назначений врача давно требует информатизации, перевода в электронный формат. Сама по себе эта задача, наверное, не первоочередная, но решать ее все равно придется, в т.ч. для выполнения ряда других системных реформ в российском здравоохранении. Для того же лекарственного страхования...

Главная трудность состоит в том, что в отсутствие нормальной системы врачебных назначений стоит огромная проблема в отношении самолечения. Отсюда хронизация заболеваний, риск возникновения тяжелых побочных эффектов и т.д. Это глобальная проблема, которая может быть решена только путем целенаправленной политики государства.

Один из наиболее безболезненных способов решения — запуск системы лекарственного страхования. Сама эта система должна позволить стимулировать пациента обращаться к врачу, а потом уже идти в аптеку. Но, будучи реалистами, надо понимать, что запуск лекарственного страхования может растянуться на годы, потребует глубокой реформы существующего механизма лекобеспечения и, соответственно, финансирования. Но рано или поздно делать это придется.

Что касается электронных рецептов, сейчас отпуск по ним ведется только в отдельных частях нашей страны. Уровень технической готовности разных регионов различается очень сильно: где-то она успешно работает, а где–то нет даже базовой инфраструктуры. Так что сейчас речь идет о том, что система на начальном этапе будет децентрализованной, отдельные регионы будут иметь собственные системы, а сам рецепт из одного субъекта Федерации, скорее всего, не будет признаваться даже в соседней области.

Это очень большая проблема, которую (опять же!) придется позже решать за счет запуска федерального сервиса. Пока такого базового ресурса нет, говорить о каких–то системных вопросах очень сложно, их в рамках каждого конкретного региона может быть множество. Но общая проблема в том, что сейчас в систему электронных рецептов фактически никак не вовлечена коммерческая аптечная розница, а только для нужд льготного лекобеспечения внедрение системы электронных рецептов вряд ли оправдано. Это, конечно, упростит некоторые вопросы, но для фармсектора и в целом системы здравоохранения ничего не меняется.

Получается, параллельно будут существовать две системы лекарственного обеспечения, которые друг с другом не интегрированы. Это и лишние расходы, и нерешенные системные проблемы.

Сейчас вопрос в технической неготовности отдельных регионов — многие просто физически не могут начать работать с электронными рецептами. Проблема, конечно, не первоочередная, именно поэтому ее и "спускают на тормозах". В конце концов, лучше иметь электронный рецепт хотя бы в отдельных субъектах, чем не иметь нигде. Риски заключаются в рассогласованности, непрозрачности работы таких систем, невозможности решения глобальных задач лекарственного обеспечения и, наконец, в непризнании рецептов из одних регионов в других. Все это создает массу сложностей и глобальные проблемы лекобеспечения пациента не решает. В лучшем случае на уровне отдельных регионов достигается условная экономия времени и решаются проблемы планирования.

Безрецептурный отпуск рецептурных препаратов является проблемой уже много лет. Реформа системы здравоохранения (которая предполагала сокращение кадров и закрытие или перепрофилирование отдельных ЛПУ) ее только усугубила. Нельзя сказать, что ситуация теперь во много раз хуже, но лучше точно не стало. Зачем идти к врачу с каким–нибудь условным насморком, делать анализы, стоять в очереди (а то и ожидать неделю или две), если можно зайти в ближайшую аптеку и решить проблему за 10 минут? Сейчас, в условиях пандемии COVID–19, нагрузка на медицину выросла очень сильно - соответственно, доступ к врачам по нековидному профилю только ухудшился. Из-за бесконтрольного применения ряда препаратов сегодня могут актуализироваться самые разные проблемы, в т.ч. антибиотикорезистентность.

Решать накопившиеся задачи методом ужесточения ответственности — путь тупиковый. Прежде чем говорить об ответственности, надо выстроить работоспособную систему. Иначе либо ничего не изменится, либо просто наступит коллапс системы лекарственного обеспечения. Совершенно очевидно, что в текущем виде она работать не сможет, особенно если ввести какие–то жесткие меры на уровне аптеки. Аптека откажется обслуживать покупателя–пациента, он пойдет к врачу, а врачей недостаточно — и все!

Если вопрос доступа к врачу перестанет быть проблемой, тогда уже можно обсуждать любые меры ответственности. Сейчас говорить о них нет смысла.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024