09.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
09.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Смягчение условий для аптек можно только приветствовать

Отказ от продления льготных режимов рано или поздно все равно бы произошел: было принято глобальное решение об отмене ЕНВД... Так что фармсектор — только один пример из целого ряда отраслей.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Разумеется, влияние на отрасль было — и очень серьезное. Однако все произошло по закону Ломоносова — если где–то убыло, то где–то прибыло: в целом от отмены льгот пострадали небольшие аптечные организации, а вот гиганты рынка, напротив, эту меру приветствовали. Ведь ранее они налоговыми льготами пользоваться не могли — и потому восприняли факт их отмены как "выравнивание условий". Хотя о выравнивании можно говорить только условно: крупный ритейл может пользоваться инструментами получения бэк–маржи. А у небольшой аптечной розницы сделать это самостоятельно не получится в принципе — разве что войти в состав тех или иных маркетинговых альянсов.

После отмены ЕНВД закрылось значительное количество аптек. Причем прежде всего — единичные аптеки и небольшие сети. В результате доля сетевого формата (и особенно "топовых" компаний) заметно выросла. В отдельных случаях крупными сетевыми структурами замещались малые аптечные организации, и тогда физическая доступность фармацевтической помощи в целом сохранялась. Но немало и примеров, когда аптека на старом месте просто перестает существовать. Иногда проработав не одно десятилетие...

Процесс закрытия аптечных организаций пока, увы, продолжается. Сколько он продлится — сказать сложно. Тем более что сейчас наблюдается серьезное падение спроса на фармацевтическом рынке за счет сокращения доходов населения. Этот фактор усиливает и влияние проблемы с отменой налоговых льгот. Наверное, к концу 2021 г. будет более–менее понятно, какие потери понесет аптечный сегмент.

Льготные налоговые режимы помогали аптечным предприятиям серьезно экономить. Соответственно, обеспечивался приемлемый уровень рентабельности аптеки — даже при относительно небольшой выручке и отсутствии маркетинговых бюджетов. Кроме того, отмена льгот привела к необходимости изменений в учредительных документах. А на это тоже необходимо время — и хоть и небольшие, но все же финансовые затраты. У многих аптек изменилось штатное расписание: при режиме ЕНВД вести финансовую отчетность мог руководитель, а после перехода на УСН и ОСНО без бухгалтера уже не обойтись.

Вот почему инициативу о смягчении условий режима УСН для аптечных организаций можно только приветствовать. И очень плохо, что данный вопрос не был проработан на федеральном уровне. С помощью установления льготных ставок упрощенной системы налогообложения можно было бы стимулировать открытие небольших аптек в малонаселенных районах. Но, к сожалению, идея не была реализована по всей стране. А регионов, поддержавших ее, оказалось немного.

Надеяться на изменение фискальной политики в масштабах всей страны (а не отдельных ее регионов) пока вряд ли приходится. Поэтому искать возможности повышения рентабельности нужно в области управления деятельностью в конкретной аптечной организации. Мер может быть множество: специализация на тех или иных видах ассортимента, рекламные акции, подключение к маркетинговым альянсам и т.п. Однако начинать надо с главного — с анализа производственных процессов и их эффективности. Обеспечивать наличие минимального ассортимента, который востребован у покупателей–пациентов. Стараться не допускать дефектуры. Наконец, уделять внимание вопросам обслуживания посетителей, чистоты в торговом зале и т.д. Понятно, что универсальных рецептов здесь нет. Надо исходить из особенностей каждой аптечной организации.