Социальная проблема лекарств переложена на плечи бизнеса
Шульга Ярослав
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group
Да, ценовой фактор более весом и более значим, особенно в условиях падения покупательской способности и в условиях девальвации национальной валюты. Но, на мой взгляд, есть куда более серьезная проблема, чем высокие цены, а именно проблема "физического" наличия соответствующих лекарственных средств. Ни секунды не сомневаюсь в том, что наше профильное министерство и регуляторы отрасли хотят "как лучше", и этому есть масса доказательств в виде многих очень неплохих законодательных актов и реализуемых программ, однако есть и очень настораживающие тенденции.
Буквально несколько месяцев назад ФАС выступила с заявлением (имевшим эффект разорвавшейся бомбы) о том, что малорентабельные лекарственные средства "вымываются с рынка" при действующей политике госрегулирования. В этот же период "забастовали" детские онкологи и гематологи, весьма скептически оценившие терапевтическую эквивалентность дженериков, в т.ч. российских, которые при государственных закупках имеют значительные преференции по сравнению с зарубежными оригинальными препаратами. Здесь же и "свежая" "вакцинная" проблема, связанная с невозможностью поставок этих самых вакцин зарубежными фармацевтическими компаниями ввиду бюрократических преград в виде сертификации. Здесь же буквально и "вчерашняя" "бомба" о снятии некоторых препаратов ЖНВЛП с производства ввиду их отрицательной маржинальности, что, в свою очередь, есть результат жесткого регулирования цен на указанный сегмент лекарственных средств.
И это перечисление я могу продолжать еще очень долго.
Но! Все приведенные ситуации — различные. Точнее, причины, их "сгенерировавшие", совершенно различны: где–то сертификация "подкачала", где–то политика "импортозамещения" показала какой–то пусть не сбой, но просчет, где–то жесткое регулирование цен на ЖНВЛП проявило себя… Но именно это и является, на мой взгляд, весьма настораживающим явлением, когда «физическое» отсутствие/исчезновение (или угроза такового) фармацевтической продукции обеспечено не одной и единственной причиной, а несколькими и, что главное, совершенно "разного порядка".
То есть риски дублируются на различных уровнях…
Если все-таки обсуждать цены на ЖНВЛП, то давайте честно признаем, что политика жесткого вмешательства государства в ценообразование привела к очень серьезной и ожидаемой угрозе – угрозе сокращения производства и продажи соответствующей продукции, особенно из нижнего ценового сегмента. И, кстати, указанная угроза в отношении препаратов этого перечня из нижнего ценового сегмента есть результат политики с целью не допустить увеличение цен буквально на несколько рублей!
Кто обязан защищать социально уязвимые слои населения, в т.ч. в области обеспечения лекарственными средствами? Представители фармацевтического бизнеса? Нет. Обязанность бизнеса — исправно и в срок платить налоги, а обязанность государства — решать социальные проблемы, собирая эти самые налоги. Но почему-то проблема ценовой доступности ЖНВЛП, т.е. социальная проблема, переложена государством на плечи бизнеса. Кстати, не исключая и обязанности уплаты налогов.
Я убежден, что государство обязано полностью отказаться от подобного регулирования и вообще от вмешательства в ассортиментную и ценовую политику негосударственных предприятий. Цену и ассортимент определяет рынок, точнее, баланс спроса и предложения. Ни к чему хорошему, как показывает практика, политика нерыночных ограничений не приводит.
Если государство все–таки вмешивается (к примеру, регулируя цены на препараты перечня ЖНВЛП методом ограничений) в ценовую и ассортиментную политику негосударственных предприятий и возлагает на последние социальную ответственность, — значит эти предприятия должны получать налоговые льготы... Или государственный заказ на соответствующую продукцию. Или прямое субсидирование соответствующей продукции. Если подобной поддержки производители ЖНВЛП не получают — значит цены должны быть полностью "отпущены".