15.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
15.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Соотношение прав потребителей и аптечных работников

Мечта пациента — единственная таблетка от всех болезней и, желательно, даром.
Медицина предлагает пациенту целый ряд вариантов достижения мечты, но не гарантирует достижения.
Выгодно гарантировать процесс лечения, не гарантируя при этом результат. Процесс лечения может быть настолько же бесконечным, насколько бесконечна жизнь пациента. И вместе с бесконечностью лечения бесконечно взимается плата за него.

Саверский Александр Владимирович
Председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре

----------------------

Из личных наблюдений в аптеке:

– мужчина средних лет – «Дайте что-нибудь от головной боли! Четыре дня болит»;

– молодая мама – «Ребенку полгода. Третий день ОРВИ. Дайте антибиотик».

Лекарства были проданы. Но помогли ли они?

----------------------

Экономический стимул отрасли «Лечить! Нельзя вылечивать!» вступает в конфликт с ожиданиями пациента и государства, которые можно выразить лозунгом «Лечить ради лечения нельзя! Вылечивать!».

Бизнес становится против этики. Аптеки все больше превращаются в торговые точки, где звучит главный вопрос бизнеса «А не хотите ли еще».

Как же быть с заповедью «не навреди»?

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — ЭТО МЕЖДУНАРОДНАЯ КОРПОРАЦИЯ

Общие черты, присущие корпорациям:

  • специфичность услуги (товара);
  • создание правил пользования услугами (товаром) и их защита;
  • общий интерес участников корпорации, включая защиту прав и имущества;
  • общее информационное и научное пространство;
  • собственный язык и понятия;
  • стремление влиять на политику;
  • максимально возможная закрытость.

ОСОБЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ КОРПОРАЦИИ — ПРАВО РАСПОРЯЖАТЬСЯ ЗДОРОВЬЕМ ПАЦИЕНТА

Данная особенность порождает патернализм:

  • страх пациента перед врачом, общества – перед корпорацией;
  • зависимость общества от всей корпорации, а конкретного пациента – от конкретного врача и провизора;
  • возможность корпорации получать любые деньги, потому жизнь и здоровье бесценны.

93% ЛС – с недоказанным соотношением «эффективность-безопасность».

18% осложнений лекарственной терапии обнаруживается в амбулаторном звене.

От 4 до 16% госпитализаций происходит из-за применения лекарств. В разных странах это миллионы людей. Причем 30% осложнений от этого числа предотвратимы.

Какова же вероятность получить позитивный эффект от применения ЛС?

«Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности» (ст. 54 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан»).

Включает ли понятие «фармацевтическая деятельность» в себя право назначения лекарств без осмотра пациента, сбора анамнеза и диагностики пациента? Если «да», тогда что такое «медицинская деятельность»?

Вправе ли провизор без осмотра пациента назначать лечение или это прерогатива только лечащего врача?

Кто несет ответственность за лечение?

Можно ли назначение ЛС провизором считать незаконным занятием частной медицинской практикой (ст. 235 УК РФ)?

Экономическая выгода корпорации влечет за собой желание продать больше товаров и услуг, что порождает агрессивность медицины в сочетании с необоснованностью применения некоторых технологий и медикаментозных средств.

Нарушается принцип «не навреди», требования безопасности, научности и обоснованности, соотношение риска и благоприятного прогноза.

Лечить выгоднее здоровых, делая их зависимыми и больными или «как бы больными».

Поэтому растет недоверие общества к медицине. Общество и государство вынуждены искать механизмы защиты и критерии ответа на вопрос «Какая медицина нужна».

Защитная реакция общества:

  • подаются иски в суды и заявления в правоохранительные органы;
  • пациенты объединяются в общественные организации для защиты своих прав;
  • с 1992 г. создаются уполномоченные по правам пациентов на государственном уровне;
  • возникают различные способы досудебного разрешения споров;
  • развиваются различные принципы возмещения вреда;
  • развиваются альтернативные виды диагностики и лечения.

Рекомендации: создать этический кодекс аптеки и соблюдать его; или ожидать, что государство само ограничит права аптек.

По материалам круглого стола «Аптечная секция» в рамках Всероссийской конференции «ФармМедОбращение-2008»

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг