22.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
22.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

"Средний" провизор–ИП — это профессионал с 35–летним стажем

 Ограничение для аптек индивидуальных предпринимателей произошло тихо и неожиданно: ни о каких общественных обсуждениях и слушаниях мы не узнали. Хотя данный вопрос очень и очень серьезен. В удаленных и сельских районах от него нередко зависят все сто процентов лекарственного обеспечения.

Филиппова Анастасия
Председатель Ассоциации развития фармацевтической отрасли "Аптечное дело" (Республика Хакасия), участник Альянса фармацевтических ассоциаций

А сельских районов в России не так мало. Особенно в регионах, где работают наши участники: в Красноярском крае, Республике Тыва, Республике Хакасия, соседнем Алтайском крае… Нередко районные центры здесь — не города, а села. И не в каждом населенном пункте меньшего размера есть аптека.

В некоторых поселках Хакасии и Тывы первые аптеки должны были появиться только в этом сентябре. Теперь их открытие — под большим вопросом, несмотря на полностью проведенную подготовку.

Перевод ИП в ООО финансово "потянет" не каждый. Затратна не только сама процедура переоформления. Возрастает налоговая нагрузка, а многие сельские аптеки едва пережили отмену ЕНВД. Плюс увеличиваются размеры административных штрафов: для юрлиц они значительно выше, чем для индивидуального предпринимателя. В итоге на плечи малых аптечных организаций накладывается груз, ощутимый даже для крупных аптечных сетей. Получившееся правовое поле не вполне соответствует характеристикам тех аптек, которые неожиданно оказались в него включенными. И таких аптек немало.

Любые радикальные перемены в нормативно-правовой базе — серьезное испытание для небольшой аптечной организации. Провизоры и фармацевты — специалисты в области фармации, но не в области права. А юридического отдела в независимой аптеке или малой аптечной сети, как правило, нет. Чтобы организовать и содержать его, нужно иное количество финансовых ресурсов. К счастью, наше объединение входит в межрегиональный Альянс фармацевтических ассоциаций и может обратиться за поддержкой к его специалистам.

Что мы и сделали, когда в начале августа получили уведомление из регионального управления Росздравнадзора с просьбой обратить внимание на один из пунктов нового положения о лицензировании фармдеятельности. Подобные официальные письма получили все наши участники–ИП, включая аптеку, где работаю я сама. После консультации обратились в контролирующий орган вторично — с просьбой разъяснить детали применения указанных положений. Комментарии контролирующего органа подтвердили наши опасения: новое ограничение распространится и на действующие малые аптечные организации, имеющие форму ИП.

К сожалению, интересы фармации и фармацевтической помощи в данной норме проработаны не были. Проверить нас может даже Россельхознадзор, если в аптеке имеется детское питание, содержащее, например, говядину или мясо птицы. Аптеки доступны для любого контролирующего органа, однако нет аптечного управления… И любая отрасль экономики может внести в жизнь фармации свои коррективы. Но не забыта ли сейчас специфика фармацевтической деятельности, которая отличает ее от всех остальных профессий?

Какие бы изменения ни вводились, мы всегда «упираемся» в вопрос об аптечном управлении. Такой регуляторный орган мог бы сосредоточиться на регулировании в аптечной сфере, мог бы анализировать действующие правовые акты, касающиеся фармации, предлагать инициативы, полезные для деятельности аптеки и повышающие доступность лекарственной помощи пациенту. При обсуждении законопроектов в Госдуме аптечное управление могло бы представлять свои заключения и формулировать корректировки в готовящиеся документы. Опыт прошедших десятилетий подтверждает, что аптечное управление играло серьезную положительную роль для фармации и для здравоохранения в целом.

Сегодня же будущее небольшой аптеки — под знаком вопроса. По сути, у малых аптечных организаций нет перспективы и гарантий завтрашнего дня. В любой момент их права и возможности могут быть настолько ограничены, что это будет равносильно закрытию. И не оставит никакого иного выбора.

В малые населенные пункты, меньшие, чем села-райцентры, как правило, не приходят даже региональные аптечные сети. Аптеки ИП в маленьких деревнях организуются их жителями, что уменьшает остроту вопроса об оттоке специалистов в крупные города. В Хакасии средний трудовой стаж ИП–провизора составляет 35 лет. Такой руководитель малой аптечной организации — действительно опытный профессионал, к тому же успевший поработать в настоящей производственной аптеке. И с честью преодолевший не один экономический кризис. На таких высококлассных специалистах, которые трудятся в глубинке, по сути, поставлен крест. А молодых ИП–провизоров и фармацевтов сегодня на селе нет.

Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"