24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Срок отгрузки лекарств дистрибутору увеличился на сутки

Самая большая проблема производителя из числа связанных с маркировкой — это возросший процент брака. Причем никак не коррелирующего с качеством лекарственных средств.

Зайцев Кирилл
Заместитель директора по коммерции и логистике ООО "МНПК "Биотики"

 Дело в том, что в процессе работы с препаратом код на его упаковке многократно считывается на камеры. И если что–то "не читается", то такой препарат бракуется.

Подчеркну: все, что "не читается" маркировкой, теперь считается стопроцентным браком и идет на уничтожение. Препараты, которые раньше могли быть выпущены в обращение и успешно применяться в лечении пациентов, теперь — брак. Это скрытые издержки, о которых говорят редко. И они существенно выросли. К сожалению, не бывает такого, чтобы брака на маркировке не было.

Подобные ситуации возможны и при дальнейшем движении ЛП. То же самое касается замятия упаковки. Например, при необходимом вскрытии заводского короба у дистрибутора может затронуться та ее часть, где располагается "маркировочный" код. Вины участников здесь нет, вопрос в прямом смысле технический. Но сможет ли считать такой код аптека?

И должны ли подобные технические моменты становиться барьером между человеком и лекарством?

Хочется верить, что инициатива Минпромторга по продлению действия упрощенного режима до 1 февраля 2022 г. воплотится в жизнь. Ведь иначе, в полном режиме, система будет замедлять свою работу. И в первое время возможны сбои — такие же, какие мы наблюдали в сентябре–октябре прошлого года. Да, мы надеемся, что они не будут столь масштабны, но в такой ситуации неизбежен дополнительный ряд сложностей для всех участников товаропроводящей цепочки. Потому что перестанет действовать правило 15 минут, все участники лекарственного обращения должны будут обращаться к системе, а количество ошибок в ней пока и так велико.

Многие пациенты столкнулись с тем, что когда специалистом первого стола на кассе "пробивается" лекарственный препарат, код маркировки часто не проходит. Он еще не передан по цепочке, он находится в той или иной стадии обработки, но сути вопроса это не меняет. Нельзя отпустить лекарство! И точка.

А если это лекарство — в единственном экземпляре и срочно необходимо пациенту?

Ситуация патовая...

Вот почему возможность продлить упрощенный режим жизненно важна для каждого.

Еще один серьезный вопрос — штрафы. Что значит "не так нанесли" или "не так считали"? На фармацевтическом производстве те камеры, которые считывают нанесенные коды, имеют различную чувствительность. Безусловно, на предприятиях уже проработаны ситуации с возможным стиранием таких кодов. Но предположим такой момент: стоит жара плюс 35 градусов, на складе или в аптеке душно, а сотрудники находятся в перчатках. И вот человек в таких мокрых от жары перчатках берет упаковку и случайно задевает пальцем код... Код повреждается — и кто здесь виноват?

На мой взгляд, абсолютно никто. Коды маркировки должны быть чувствительны ко всем процессам, возможным в ходе лекарственного обращения, в т.ч. к низким температурам зимой и высоким — летом.

Конечно, много раз говорили о том, что краски, которыми наносятся коды, тщательно проверены, и сделанное ими изображение будет сохраняться в течение всего срока годности препарата (т.е. от трех до пяти лет). Однако с учетом различных погодных и климатических условий предусмотреть все возможные ситуации достаточно сложно.

В процессе хранения и транспортировки препаратов, при соблюдении всех требований, включая температурные режимы, с кодами на упаковках могут происходить те изменения, которые повлекут за собой их нечитаемость в дальнейшем. Помимо всего прочего, камеры, с помощью которых «читаются» коды, имеют различную чувствительность. Такой вот технологический фактор. Малейшее изменение — и "отсканировать" упаковку уже нельзя.

Сейчас, на текущий момент, вводимые штрафы преждевременны. Ведь на сегодня работа системы МДЛП отлажена далеко не полностью. На устранение ошибок и доработку всех необходимых функций понадобится от трех до пяти лет (т.е. тот период, за который немаркированные препараты будут полностью заменены маркированными). За это время взаимодействие с системой МДЛП должно перейти в разряд рутинных бизнес–процессов — а не таких, которым приходится уделять исключительное внимание.

Повторюсь: штрафы — преждевременная мера, должен быть введен мораторий на их применение. Хотя бы на 3–5 лет! Да, закон принят, но применять его на текущий момент нельзя: мы не знаем, что будет происходить дальше с кодами, как это все будет в процессе транспортировки, — например, при тех же тридцатиградусных морозах.

Заводы–производители привыкли, что цикл выпуска изменился. Он увеличился. В зависимости от наименований препаратов увеличился на различное время. С этим мы более–менее справляемся. А вот для отгрузки лекарственной продукции дистрибутору теперь требуются дополнительные сутки — ведь оптовику нужно передать данные о той маркированной продукции, которая поступает к нему на склад. Количество обращений в систему по этому вопросу довольно велико, а правило 15 минут между производством и оптом на данный момент не предусмотрено.

Если мы в период пиковых загрузок отправляем в систему сообщения об отгрузке продукции, то они встают в очередь, обрабатываются очень долго и зачастую возвращаются с ошибками. Некоторые из них мы исправляем. Но многие возможно исправить только с помощью технической поддержки. Это занимает время: иногда ответ довольно быстрый, а порой приходится ожидать его сутки.

Если ранее, до старта обязательной маркировки, мы могли отгрузить партию лекарственных препаратов на следующий день, то теперь это невозможно. И я понимаю дистрибуторов, которые принимают продукцию, только когда она прошла соответствующий этап движения в системе МДЛП. В период осеннего коллапса оптовые компании хранили на своих складах огромное количество лекарств. Их нельзя было передать в аптечные организации, поскольку... по данным системы маркировки препараты еще не были переданы в звено дистрибуции. При сегодняшнем количестве промаркированных препаратов таких площадей для ответственного хранения попросту нет.

Отсутствие правила 15 минут на участке между дистрибутором и производителем особенно сильно сказывается при поставках больших партий ЛП. При значительных объемах отгрузки существенно увеличиваются сроки перемещения продукции. Очень надеемся, что система будет работать быстрее.

Есть отгрузки, которые проходят довольно быстро, — но большинство таких операций идут либо с издержками, либо с ошибками, связанными с функционированием системы. Чтобы облегчить ее работу, важно сократить количество обращений, которые производители выполняют в процессе нанесения кодов маркировки.

Такое действие, как перемещение готовых ЛП на собственный склад производителя (не дистрибутора!), сегодня занимает значительное время. А причина в том, что... для транспортировки препаратов из одного корпуса в другой предприятие должно обратиться в систему маркировки. Зачем это делать, если в данный момент препарат не идет на рынок?

По сути, речь идет о внутреннем технологическом процессе на лекарственном производстве. Перемещения лекарства между разными участниками его обращения здесь нет — и сложно понять, зачем отражать такой процесс в системе МДЛП. На наш взгляд, обращение к ней необходимо на старте, при нанесении кода, и на итоговом этапе выпуска лекарств, когда они уже сложены в коробку и агрегированы до паллеты. Для системы ведь важны данные о тех ЛП, которые уже выпущены в гражданский оборот.

Безусловно, маркировка оказывает и финансовое влияние. 60 коп. за упаковку — кажется малой суммой только на первый взгляд. Эту сумму нужно сравнивать с реальными объемами производства, базирующимися на потребности пациентов в лекарственных препаратах. И здесь мы увидим достаточно большой процент издержек.

Помимо упомянутого "взноса за код", есть еще оборудование для маркировки. Во–первых, оно закуплено предприятием за собственные средства. Во–вторых, оно работает и должно амортизироваться. В–третьих, используется краска для нанесения этих кодов. И в–четвертых, как уже было сказано выше, количество "брака" значительно увеличилось... Сложим все это вместе и получим довольно существенную сумму издержек на одну упаковку. Полезно ли такое с точки зрения доступности лекарства?

Система должна была работать так, чтобы мы ее работы не замечали. Отлаженный бизнес–процесс так и функционирует. Но сказать, что процесс маркировки отлажен со стороны самой системы, в настоящий момент очень сложно.

Специализированные
мероприятия