Стимулирование медспециалистов станет более завуалированным
Иванова Настасья
Директор Национальной дистрибьюторской компании (НДК)
Несмотря на некоторые ограничения, которые были введены законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и вступили в силу с 1 января 2012 г., эффективным способом продвижения препарата на рынок по-прежнему остается деятельность медицинских представителей. За некоторыми несущественными ограничениями медицинским работникам запрещено осуществлять прием медпредставителей, а также принимать от фармкомпаний денежные средства, в т.ч. на оплату развлечений и отдыха. После запрещения визитов медпредставителей к врачам большой объем профессиональной информации станет им недоступен. С другой стороны, не секрет, что чаще всего фармконцерны так или иначе стимулировали медицинских специалистов за то, чтобы они выписывали пациентам производимые ими препараты, а провизоров – за помощь в продаже непосредственно в аптеке. Ситуация была настолько вопиющей, что об этом даже заявил глава Правительства на совещании по развитию фармацевтической промышленности. Правда, на наш взгляд, законодательные изменения хотя и ограничат в определенной мере неформальное общение медспециалистов с представителями фармкомпаний, в целом проблему не искоренят – стимулирование останется, хотя, возможно, и приобретет иные формы, станет еще более завуалированным. А вот полное закрытие этого канала коммуникаций может негативно сказаться на здоровье людей, ведь в силу загруженности повседневной рутинной работой российскому врачу трудно заниматься самообразованием, быть в курсе новых методик лечения.
Многие врачи финансово не могут осилить регулярную покупку книг по специальности, подписку научных журналов, самостоятельно оплачивать участие в конференциях. Поэтому законодательство не предусматривает полного запрета на общение медработников и представителей фармкомпаний, существует возможность приема представителей фармкомпаний в целях проведения клинических исследований, повышения их профессионального уровня, предоставления информации по вопросам мониторинга безопасности ЛС, финансирования педагогической и научной деятельности. В любом случае без профессионального общения фармацевтов и медицинских работников невозможно как повышение качества лечения, так и развитие медицинской науки в целом.
Отметим, что, будучи скованными подобными ограничениями, ряд фармпроизводителей изобретают новые способы продвижения лекарств. В начале 2010 г. мировой концерн Pfizer заявил о введении в России программы лояльности еCard. Механика акции была простая: приобретая в аптеках медикаменты компании с помощью этой карты, клиенты получают скидку в размере 15–50%. Производитель, в свою очередь, планировал возмещать аптекам разницу. Успешный опыт проведения такой акции на некоторых зарубежных фармрынках у Pfizer уже существовал, о результатах работы программы в нашей стране производитель пока молчит. Однако, как нестандартный способ продвижения, этот опыт интересен, – введение такой акции позволило производителю выйти на прямой контакт с пациентами, избегнув конфликта интересов между фармацевтическим и медицинским сообществом.