Стратегия развития здравоохранения удручает
Саверский Александр Владимирович
Президент Лиги защитников пациентов
Мы, наконец, увидели наличие у врачебного сообщества некой рефлексии, до этого было ощущение, что оно мертво. Я расцениваю это как очень важное событие, которое даст еще свои плоды, приведя к созданию мощного независимого профсоюза.
Что касается фармрынка, то я считаю самым важным событием изменения, внесенные в ФЗ–61 в части наделения Росздравнадзора полномочиями по проведению инспекционных проверок. До этого никакого инспектората не было. Появился институт, который похож на настоящий контроль.
Не могу обойти вниманием пересмотр Перечня ЖНВЛП, хотя два вопроса у меня остаются. Я видел, что были допущены массовые нарушения при пересмотре процедур, утвержденных Правительством РФ, в ходе работы комиссии Минздрава при обсуждении. Возможно, решение комиссии будет оспорено.
К сожалению, сохранилось название перечня на основании решения врачебных комиссий, созданного с целью социальной защиты населения (монетизации льгот). Расцениваю это как ограничение прав врачебных комиссий, потому что их работа никакими перечнями не должна ограничиваться. Лекарства у нас погружены в стандарты, оплачиваются тарифами ОМС и рассчитываются на основании этих тарифов. Если нет нужного лекарства в стандарте, его назначает врачебная комиссия. А этот перечень, который действует в сфере соцзащиты, по факту ограничивает право комиссии выйти за пределы стандарта. Нет в перечне, значит, лекарства не будут назначены…
√ В 2015 г. ничего хорошего здравоохранение в целом не ждет. Та стратегия развития системы здравоохранения до 2030 г., которую представил Минздрав России, произвела на меня удручающее впечатление. Там есть нюанс, который "добивает" всю систему здравоохранения. Он воплощает в себе все негативные тенденции, которые были у нас. Согласно стратегии, страховые компании берут на себя функции оформления платных медицинских услуг.
Платные услуги превращаются в страховые, установлением тарифов и вообще оператором в этой сфере становится страховая компания. Она будет заинтересована в увеличении таких услуг. Организация, которая паразитирует на здравоохранении, потому что сама ничего не производит, являясь посредником между государством и его учреждением, вдруг получает колоссальные полномочия по контролю и управлению финансами. По сути, страховая компания становится центром системы здравоохранения, у нее появляется право принимать решение.
Более того, если выполнять поручение Президента РФ по развитию страхования, то следует ясно понимать, что страхованием у нас занимается государство, а компании, которые называются страховыми, таковыми не являются, поскольку не несут на себе страхового риска. Но тогда, развивая их, никакого страхования мы не разовьем, и поручения президента не выполним.
Тем не менее, Общественный совет Минздрава эту стратегию поддержал, что меня шокировало, проголосовав почти единогласно (минус мой голос). Основа стратегии принята, теперь можно будет внести только мелкие поправки.
Что касается фармрынка, все ждут резкого повышения цен. Это уже происходит, а значит, будут трудности с выходом фармкомпаний на торги по государственным закупкам из–за явного несоответствия цен на препараты прошлого года и заявленными в нынешнем. Это первое беспокойство. Насчет лекарственного страхования — оно делается не для человека, а для страховщиков, но вряд ли это случится в текущем году. Мы находимся в условиях кризиса. Тут не до страхования и других излишеств. Вернуть бы нормальную систему Семашко, где все понятно и прозрачно в системе здравоохранения. Хватит уже игр в капитализм, который мы никогда не строили. Куда мы идем, обратно на 100 лет назад?
Боюсь, что решения, принятые в 2014 г., к 2018 г. создадут Президенту РФ большие-большие трудности на выборах. К тому времени ситуация будет необратимой и неисправимой, и никакими вливаниями ее будет не исправить.
Прошлая попытка государства регулировать цены на лекарства уже привела к вымыванию целого ряда препаратов (дешевых) с рынка. В этот раз, в условиях кризиса, регулирование может привести к основному риску — отсутствию лекарств.