16.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
16.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Новости

"Страховым медорганизациям пора освежить свой авторитет"

Система обязательного медицинского страхования работает в нашей стране уже более 20 лет, но до сих пор она, похоже, знакома людям в общих чертах.

Пациенты не знают своих прав в полном объеме, сталкиваясь с врачебными ошибками, не понимают, куда обращаться за помощью.

На пресс–конференции "Обязательное медицинское страхование: проблемы и решения глазами россиян", прошедшей в МИА "Россия сегодня", были представлены результаты нового исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), посвященного отношению россиян к современной системе здравоохранения (проводилось в период с 31 августа по 3 сентября текущего года с участием 1200 респондентов).
77% участников опроса когда–либо обращались за бесплатной медицинской помощью по ОМС. За последний год медицинскую помощь по ОМС получили более половины (57%). Чаще других данной услугой пользуются женщины и респонденты с плохим материальным положением. 18% респондентов никогда не обращались в медучреждения по полису обязательного страхования.

О своих правах как пациентов в той или иной степени осведомлены 77% сограждан,в т.ч. хорошо знакомы 14%, 63% имеют общее представление.

35% опрошенных лично или на примере близких сталкивалась с врачебными ошибками: каждый седьмой обратился в страховую компанию с жалобой на некачественно оказанную услугу, тогда как 30% предпочли этого не делать.

50% респондентов считают верным, что именно страховая компания, выдавшая полис ОМС, должна отвечать за защиту прав пациентов.16% возлагают ответственность на федеральное Министерство здравоохранения и 10% — на региональное, на самих пациентов — 4%.

В поддержку создания в системе ОМС органа страховых представителей (действует с 1 июля 2016 г.) высказались 82% опрошенных. Однако их эффективность с точки зрения повышения уровня предоставляемых медицинских услуг респонденты пока оценивают с осторожностью: 50% считают, что это решение не повлияет на качество предоставляемой в рамках ОМС медпомощи. В то же время те, кто считает, что ситуация изменится, скорее ожидают позитивных перемен (34%), нежели негативных (2%).

Кирилл Родин, руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально–политических исследований ВЦИОМ, прокомментировал итоги опроса. "Отношение россиян к системе ОМС — тема сложная. Мы попытались описать социальный запрос, который существует сегодня. Надо правильно отнестись к представленным данным. К примеру, понимание врачебной ошибки различное у пациента, врача или юриста. Субъективный потребитель объективно оценивать уровень подготовки врача не может", — отметил К. Родин. Он также пояснил, что люди относятся к нововведениям с осторожностью, на их мнение влияет информационное поле, и этот факт тоже нужно учитывать при интерпретации результатов опроса.

У респондентов спросили об основных проблемах современного российского здравоохранения. Большинство (47%) видит проблему в недостаточном уровне подготовки врачей, 39% указали на недостаточную оснащенность лечебных учреждений современным оборудованием, 30% считают, что система здравоохранения недостаточно финансируется, 28% не устраивает качество оказываемых медицинских услуг в целом, 23% указали на недостаточное обеспечение лекарственными средствами, 15% — на недоступность медпомощи. Реже всего в числе острых проблем участники опроса говорили о неэффективной работе страховых компаний, предоставляющих полисы ОМС (5%).

А ВЫ ЗНАЕТЕ О СВОИХ ПРАВАХ?

14% респондентов, хорошо знающих о своих правах пациентов, — такой показатель вызвал сомнение у участников пресс–конференции. Что стоит за этой цифрой?

"Люди считают себя осведомленными на бытовом уровне, но вряд ли даже присутствующие назовут основные статьи законов, устанавливающие и защищающие права пациентов. Я вижу здесь огромное поле для информационно–просветительской деятельности Территориальных фондов ОМС, региональных органов управления здравоохранением", — считает Николай Дронов, председатель исполнительного комитета МОД "Движение против рака". Сотрудникам возглавляемой им организации очень часто пациенты задают вопрос "Куда обратиться за помощью". Он уверен, что врач не должен заниматься разъяснением прав пациентов, это дело организаторов здравоохранения, в т.ч. страховых поверенных (представителей).

"Институт страховых поверенных будет развиваться. Есть уже положительные результаты. У страховых организаций в системе ОМС много работы в этом плане, пора освежить свой авторитет, несмотря на возраст. Защита прав застрахованных — обязанность страховых организаций", — сказал Н. Дронов.

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, считает, что значительная часть респондентов, ответивших, что знают свои права, живут в регионах, помнят о правах еще с 1977 г. и верят, что они еще сохранились. Институт страховых поверенных позволит, по его мнению, "включить ту часть страховой системы, которая есть, но не всегда работает, особенно в провинции".

"На рынке качество услуги определяется возможностью апелляции в случае некачественного ее оказания. Защитник и адвокат — не такая уж малозначительная вещь, особенно далеко от Москвы", — сказал Д. Журавлев.

Внедрение страховых представителей позволит закрыть вопрос информированности граждан: куда пойти за помощью, где ее получить, какие документы предоставить, уверен Петр Кузенко, заместитель директора Финансово–экономического департамента Министерства здравоохранения РФ. Ведомство поработало над усовершенствованием нормативно–правовой базы в части конкретизации работы страховых организаций.

К страховому представителю, который теперь должен быть в каждом лечебном учреждении, пациент может обращаться с любой жалобой, а представитель должен попытаться решить ее в досудебном порядке. В его обязанности также входит взаимодействие со всеми лечебными учреждениями, маршрутизация пациента. П. Кузенко пообещал учесть результаты опроса в работе ведомства.

"Сегодня наше законодательство обладает всеми механизмами обеспечения прав пациентов на уровне страховых организаций", — считает Любовь Мельникова, ведущий научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно–исследовательского финансового института Министерства финансов РФ. Она сожалеет, что, как видно по результатам опроса ВЦИОМ, мало людей обращаются в страховые организации за защитой своих прав. Причину она видит в недостаточной информированности населения: люди не знают, а иногда и не хотят использовать механизмы, которые им предоставлены государством.

Повысить уровень информированности населения, вовлечь людей в социальные практики считает важным и Андрей Рагозин, к.м.н. (Первый МГМУ им И.М. Сеченова).

Он подчеркнул, что страховщики должны оставаться страховщиками, занимаясь управлением рисками в системе здравоохранения, а не превращаться в адвокатов и правовых просветителей.

"Чем лучше работает система массового обслуживания, тем меньше потребности в правовой грамотности ее потребителей. Люди идут в медицинские учреждения за помощью, а не судиться", — сказал А. Рагозин.

Дав оценку результатам опроса ВЦИОМ, он отметил, что если бы опрос проводился отдельно среди жителей мегаполисов и жителей малых российских городов, то получились бы другие данные. Но в любом случае страховые организации должны обратить внимание на мнение населения, чтобы стать более эффективным институтом, готовым оказать максимум помощи застрахованным пациентам.

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи рубрики новости:
Дипиарон поддержит поджелудочную железу

В Волгограде, на базе медицинского университета, был разработан уникальный лекарственный препарат для терапии сахарного диабета II типа и избыточного веса «Дипиарон».

Соглашение об обмене данных по маркировке лекарств

Во время поездки в Узбекистан министр здравоохранения Михаил Мурашко обозначил ключевые направления сотрудничества с дружественным государством. Среди предложенных инициатив — внедрение высокотехнологичных методов лечения, совместные проекты в области педиатрии, а также трансляция опыта и знаний с активной поддержкой руководства обеих стран.

Новый прибор для блиц-тестирования крови

Сотрудники скорой помощи и врачи, работающие в полевых условиях, вскоре получат в свое распоряжение компактный анализатор крови «Лидлаб ангара ЭАК» от компании «Лидкор». Этот прибор позволяет оперативно исследовать несколько ключевых параметров крови, что значительно облегчит их работу в экстренных ситуациях.

Аптеки Кубани перешли в собственность Краснодарского края

«Краснодарское городское аптечное управление» будет интегрировано в Государственное унитарное предприятие «Кубаньфармация» по поручению губернатора Вениамина Кондратьева. Учредителями данного предприятия выступают департамент имущественных отношений Краснодарского края и региональное министерство здравоохранения.

Поддержан биотех-стартап Адена

Компания «Артген Биотех» выделила займ в размере 20 млн. руб. для биотех-стартапа «Адена», занимающегося разработкой инновационных препаратов и вакцин.

Специализированные
мероприятия
Omni farma