Зайцев Кирилл
Заместитель директора по коммерческим вопросам и логистике МНПК "БИОТИКИ"
Какие лекарственные препараты будут необходимы в связи с тем, что вирус мутировал и, вероятнее всего, продолжит мутировать дальше? Да, производство вакцин в нашей стране налажено. Но также необходимы лекарства для лечения новой инфекции. Развитие данного направления является актуальной проблемой.
Лекарственная промышленность столкнется и с теми вызовами, которые продолжаются из–за локдаунов. Ведь у лекарственного обращения есть в т. ч. коммерческий сегмент. Как изменится спрос? Что будет необходимо покупателям–пациентам в условиях перемен? Фармацевтические заводы в нашей стране волнует также формат грядущих ограничений — важно понимать, насколько строгими они будут и в каком режиме смогут работать сотрудники предприятий.
Серьезное влияние на лекарственную промышленность оказывает и развитие дистанционной торговли, включая рецептурные препараты и эксперимент по электронным рецептам. Пока непонятно, будет ли работать эта система и как она будет работать. Единственный регион, где давно идет эксперимент, — Белгородская область. Несмотря на сообщения о большом количестве онлайн–рецептов, проект идет с разной степенью успешности. Есть много вопросов.
Система еще, по сути, не апробирована, а электронный рецепт к тому же должен быть связан с системой маркировки. Но сейчас продолжается пандемия, и аптекам очень трудно.
Онлайн–рецепты рискуют стать дополнительным источником проблем для аптечных организаций. А значит, и для пациента. Риск для пациента состоит и в том, что врачей сейчас не хватает, и при хронических заболеваниях доступ к необходимой помощи порой ограничен. Поэтому вопрос с электронными назначениями вновь ляжет на плечи значительной части наших сограждан: многие из них просто не смогут получить необходимые льготные лекарства.
Начало программы с онлайн–рецептами нужно отложить на более позднее время. Чтобы не грянул очередной коллапс…
Еще одна острая проблема — гиперинфляция. В первую очередь, гиперинфляция на фармацевтические субстанции. Некоторые АФИ, в особенности китайские, за последнее время подорожали в два–три раза — и продолжают дорожать дальше. Помимо удорожания, увеличивается время логистических процессов (и в том числе при поставках из Китая). Данные тенденции затрагивают не только фармсубстанции, но и вспомогательные компоненты.
В то же время данная ситуация — шанс для отечественной лекарственной промышленности. Последние десятилетия в нашей стране производилось очень мало субстанций, а сейчас идет процесс восстановления этого направления. И важно понимать, что речь идет о нашей национальной безопасности в будущем. В ее основе — производство не только лекарств, но и субстанций, и интермедиатов, и химических реактивов.
Понятно, что фармацевтика для химической промышленности не столь интересна. Химпром привык оперировать сотнями миллионов тонн, а фармацевтика — это только тонны. Капля в море. Но наша химическая промышленность должна понять и социальную значимость этого направления. Большинство химических производств так или иначе связаны с госмонополиями, поэтому в данной сфере необходима прежде всего государственная политика. Будущее — за химической промышленностью глубокой переработки. И этот принцип должен стать одним из ключевых не только для стратегии "Фарма–2030", но и для более крупных межотраслевых проектов. Мы уже несколько лет производим собственные субстанции и понимаем, что на ближайшее время это единственный способ минимизировать издержки и держать качество.
"Фарма–2020" сыграла огромную роль для развития отечественной лекарственной промышленности. Построено большое количество новых заводов, и это дало огромный стимул для отрасли. Ведь то, чего мы достигли сейчас, десять лет назад еще казалось фантастикой.
"Фарма–2030" должна, во–первых, продолжить начатый процесс. Большинство лекарственных препаратов необходимо производить в России, и наша фармпромышленность такую задачу выполнить в состоянии. Но главное направление — это субстанции, химические реактивы и все, что с этим связано. Выпуск исходных компонентов должен стать красной линией для новой стратегии.
Производствам фармсубстанций нужны госпрограммы по приобретению оборудования, по льготному кредитованию и компенсации кредитования. Сегодня подобные программы есть, но пока их немного, необходимо расширять их охват. И, наверное, те предприятия, которые ведут производство АФИ, должны иметь определенные льготы. Ведь субстанции — направление еще более затратное, чем готовые лекарственные формы.
Ситуация сейчас сложилась парадоксальная: очень многие лекарства из–за подорожания субстанций становятся малорентабельными и даже нерентабельными. Поэтому производители вынуждены будут сокращать их выпуск или останавливать его. Большинство таких лекарств включены в Перечень ЖНВЛП. Однако индексировать их цены будет весьма затруднительно, поскольку официальный уровень инфляции за прошлый год составляет 4%.
Как это может отразиться на медицине и фармацевтике?
Только однозначно — эти лекарства пропадут из аптек. Ведь экономическая целесообразность их производства уйдет. Поэтому нужно как можно скорее разработать какой–либо механизм по изменению цен на жизненно необходимые препараты дешевого ценового сегмента, чтобы их производство вновь стало рентабельным. Если этого не сделать в ближайшее время, то они просто исчезнут.
Угроза дефектуры огромна: большинство таких препаратов давно находятся на грани рентабельности. Из–за подорожания субстанций, которое происходит уже постоянно, опасность становится все реальнее. Пока у некоторых заводов есть запас АФИ, острота ситуации не столь заметна. Однако новые фармсубстанции приходят уже по иным ценам. А производить лекарства ниже их себестоимости невозможно — ведь фармацевтическое производство также является коммерческой организацией, вынужденной выживать за счет собственного дохода.
Если "оставить все как есть", цена лекарств в аптеке станет гораздо выше, поскольку дешевый ценовой сегмент просто уйдет. Он не выживет. И это огромный минус.
Цена на препараты дешевого сегмента ЖНВЛП должна быть зафиксирована по экономической целесообразности в текущий момент. То есть необходим экономический анализ ФАС по каждому препарату, получаемому от производителя. Исходя из результатов такого анализа, нужно зафиксировать новые цены. Только это может спасти лекарство, которое стоило 150 рублей, а станет стоить 170 — но при этом останется в аптеке. И не будет заменено аналогом по цене уже 300 рублей. Таким образом, грамотный пересмотр цен на лекарственные препараты защитит и пациента, и фармпромышленность, и в целом здравоохранение.
Стоит отметить еще один момент: зачастую производитель лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших получает конкуренцию в виде БАД с ценником в 2–3 и даже в 5–7 раз выше. При этом биодобавки имеют гораздо более низкое качество, чем лекарства (к данной продукции требования иные). В этой сфере не хватает необходимого регулирования: БАД не должны иметь схожесть названий с лекарственными препаратами и не должны иметь те же показания. А сегодняшние пробелы ставят лекарственные производства в условия неравной конкуренции. И создают угрозу для здоровья пациента.