25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

"Свою долю рынка мы завоевываем"

Потребность российского здравоохранения в лекарствах, медицинской технике возрастает, а возможности государства при этом ограничены, и дальнейшая опора на импорт приведет к снижению объемов и качества медицинской помощи, уверены в РСПП.

Решить проблему может ориентация на отечественного производителя, но его по-прежнему ограничивают на госзакупках, несмотря на различные поддерживающие меры государства.

Участники совместного заседания Комиссий РСПП по индустрии здоровья, фармацевтической и медицинской промышленности, предпринимательству в здравоохранении и медпромышленности обсудили результаты анализа правоприменительной практики Федерального закона от 05.04.13 №44-ФЗ в части закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий в 2015 г. и в I кв. 2016 г.

Чтобы увеличить возможность участия в государственных закупках российских компаний и стимулировать зарубежные фирмы к локализации в России производства лекарств и медицинских изделий, Правительством РФ были приняты постановления №102 ("третий лишний") «Об ограничении допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и №1289 (аналог постановления №102, но уже для лекарственных средств). Постановление №102 в целом работает, хоронить его поспешили, отметили участники заседания, но, несмотря на принимаемые меры, действующая контрактная система закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий не обеспечивает соблюдение основных принципов, предусмотренных законом, а именно конкуренции, прозрачности и эффективности. Проведенный экспертами РСПП и Торгово-промышленной палаты РФ анализ претензий участников закупок по вопросам необоснованных отказов в допуске к участию в торгах свидетельствует о многочисленных нарушениях действующего законодательства в этой области со стороны заказчика и о недостаточном контроле за его исполнением со стороны уполномоченных органов власти, в результате чего органы здравоохранения несут большие финансовые потери.

Александр Ручкин, президент ассоциации "Здравмедтех", отметил, что в 2015 г. только 30–35% аукционов в сегменте одноразовой медицинской одежды и белья проходили в соответствии с требованиями указанного постановления, остальные, по его выражению, "правдами и неправдами от постановления уворачивались".

"Аукционы, прошедшие в обход 102-го постановления, заканчивались одним участником и чисто косметическим снижением цены", — сказал А. Ручкин.

К примеру, одна иностранная компания поставила по условиям государственных торгов более 74 тыс. хирургических халатов по цене 233 руб. каждый (!), тогда как аналогичный халат отечественного производства стоит от 80 до 120 руб. Глава ассоциации напомнил, что в сегменте одноразовой медицинской одежды и белья на российском рынке представлены более 10 зарубежных и более 20 российских компаний. Высока внутренняя конкуренция, есть из чего выбрать по приемлемым для бюджета ценам. А. Ручкин подчеркнул, что деньги, полученные отечественными производителями, остаются в российской экономике. "Если мы в 2013 г. говорили о доли рынка отечественных компаний в 55–60%, по результатам 2015 г. она составила 70–75%. Эту долю рынка мы завоевываем, платя налоги в бюджет, экономя деньги бюджетов всех уровней. Мы инвесторы ничуть не худшие, чем западные", — подчеркнул А. Ручкин.

Сегодня, по наблюдению Романа Должанского, главного юрисконсульта отечественной компании "Герофарм", на госзакупках благодаря закону №44-ФЗ сформировались понятные правила игры: закупки лекарственных препаратов проводятся по МНН, но предусмотрена и возможность закупать препараты по торговому наименованию.

"Казалось бы, правовое поле четко размечено, но что мы видим? В 2013 г. 79% закупок проводились по торговому наименованию, но тогда это не регулировалось. И вот вступил в силу 44-й закон с подробным указанием, как описывать лекарственные средства в качестве объекта закупки. Картина должна была значительно измениться, но что мы видим, – в 2015 г. 36% закупок были проведены по торговому наименованию (по результатам анализа техзаданий). Картина довольно печальная", — заметил Р. Должанский. Он добавил, что помимо торгового наименования встречается схема указания вспомогательных веществ. По его словам, представители органов здравоохранения считают, что вспомогательные вещества оказывают самостоятельный эффект. "Видимо, вода для инъекций у разных производителей действует по-разному", — подчеркнул представитель компании "Герофарм". Именно закупки по МНН способствуют процессу импортозамещения, когда вымывается иностранный дорогостой, его замещают конкурентные отечественные препараты.

Р. Должанский рассказал участникам заседания о т.н. отклоняющихся практиках. В случае жалобы одного из участников торгов в Федеральную антимонопольную службу России и подтверждения нарушения его прав результаты торгов могут быть аннулированы. Но... есть факты игнорирования писем из центрального аппарата ФАС региональными подразделениями: признавая нарушение на торгах (в части указания на торговое наименование в техзадании), ими не выдается предписание, а за этим следует заключение контракта. "Здесь уже надо ставить вопрос о служебной дисциплине. Да и органы прокуратуры слабо работают в сегменте госзакупок, плохо понимая, что там происходит", — резюмировал Р. Должанский.

Государство ежегодно теряет 400–500 млн руб. (по данным РСПП) из-за того, что в нарушение принципа конкуренции часто не допускается к конкурсам на закупку тест-полосок для определения глюкозы в крови продукция отечественного производства. Практикой становится включение заказчиками в состав одного лота продукции различных видов и излишняя конкретизация лотов. Технические задания и условия исполнения контракта прописываются под конкретного поставщика, как в примере с закупкой цифрового маммографа для нужд Воронежского областного диспансера (техническое задание по совокупности отражало маммограф MicroDose производства компании Philips). При этом в России существуют не менее двух производителей, выпускающих маммографы, не уступающие лучшим мировым образцам, но они не были допущены к аукциону. В результате диспансер потерял как минимум 3 млн руб.

Таких примеров приводилось на заседании множество: и одноразовым российским шприцам, и хирургическим халатам, и медицинской одежде приходится конкурировать с иностранной продукцией на госзакупках.

Директор ОАО "МИЗ им. Ленина" Андрей Лукоянов отметил, что за последние два года произошло мощное оживление рынка шприцев: 10 отечественных компаний производят шприцы, 2 предприятия готовятся к запуску. Основные поставщики сдают свои позиции (доля Германия уменьшилась с 40 до 26%, Испании — с 28 до 1%), и только Китай не теряет своих позиций, наращивая свое присутствие на российском рынке. "Европейский шприц дорогой, а российский конкурирует с китайским, хотя отечественный по цене на 30% дешевле. Это позволяет нашим предприятиям работать с прибылью", — добавил А. Лукоянов.

И все же есть хорошие результаты, что и отметили российские производители: принятие постановления Правительства РФ №102 позволило российским товаропроизводителям в 2015 г. увеличить поставку шприцев однократного применения на 15%, одноразовой одежды и белья — на 20%, устройств, приборов и наборов для диагностики invitro — на 20%, аппаратуры для визуальной диагностики — на 20%. По предварительной оценке, общая экономия бюджетных средств в 2016 г., в случае задействования упомянутых постановлений Правительства РФ с учетом дополнительных доходов в бюджет за счет налоговых поступлений от увеличения объемов производства лекарственных средств и медицинских изделий составит несколько десятков миллиардов рублей.

Участниками заседания было принято решение просить Правительство РФ дать поручение Минэкономразвития, ФАС, Минпромторгу и Росздравнадзору разработать дополнительные меры по усилению ответственности должностных лиц за соблюдением законодательства при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд, а также до принятия решений о единственном поставщике лекарственных препаратов подготовить и утвердить перечень критериев, которым должны отвечать компании, определяемые как единственные поставщики продукции для государственных и муниципальных нужд.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Специализированные
мероприятия