"Схема 702" — это хотя бы шанс получить лекарство
Елисеева Наталия
Председатель правления Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области, член Альянса фармацевтических ассоциаций
Объяснялись такие организационные моменты, как приобретение и получение оборудования, регистрация во всех системах, внедрение ПО, получение "ключей", схемы приемки лекпрепаратов, взаимодействие с налоговыми органами, организациями по обслуживанию касс и самими специалистами ЦРПТ.
Однако в прикладной части проблемы остались все те же: передача данных, работа оборудования и интернета, совместимость учетных программ и ОФД… Прибавились и новые вопросы, связанные с импортной упаковкой и способами нанесения КИЗов. Здесь в каждом конкретном случае решение принимает аптека. А основная трудность — это нечитаемость данных контрольных знаков в тот момент, когда препарат отпускается покупателю. Даже если продукция принята в учетную программу. Ведь при перевозке и даже хранении такие знаки "затираются" и расплываются. Поэтому невозможно сразу отправить данные в МДЛП.
Уведомительный режим для аптеки стал хоть каким-то шансом отпустить лекарство, а для пациента — получить необходимую фармакотерапию. Мое мнение сводится к тому, что предложения отменить "схему 702" преждевременны: сегодня не решен вопрос ни с организацией взаимодействия участников инфосистемы МДЛП, ни с качеством нанесения маркировки.
Что касается аптечных издержек, то главная расходная статья — это нерациональная трата рабочего времени сотрудников на всех этапах фармдеятельности. При приемке лекарств от поставщика — время ожидания принятия КИЗов в программу учета, площади для хранения такой продукции, взаимодействие с учетной программой, дополнительный ИТ–персонал, сложности с возвратом забракованных упаковок. А при хранении препаратов, в т. ч. в холодильниках, нужно тщательно следить за защитой контрольных знаков от механических повреждений. И многочисленные паузы при проблемах с КИЗами в процессе отпуска лекарств – вплоть до жалоб со стороны пациентов. Больного человека понять можно — от читаемости "кода маркировки" зависит его жизнь! Однако данный факт существенно влияет на зарплаты сотрудников первого стола…
Перечисленные проблемы существуют и при отпуске льготных медикаментов.
Хотела бы поделиться также комментариями двух наших участников.
Руководитель аптеки структурного подразделения ГУОТП: "В период децентрализации нашего учреждения мы находились в постоянном контакте с поставщиками и вели переписку по проблемам маркировки. Они наблюдаются постоянно, в том числе задержка приходования получаемой продукции и ее "КИЗование". Несколько раз приходилось обращаться в "Честный знак". Отвечали, мягко скажем, небыстро. Сейчас трудности, которые у нас возникают, связаны в основном с физически испорченными КИЗами. Они растекаются от влаги, конденсата в холодильнике, хладоэлементов и т.п.".
Специалист из коммерческой аптечной сети: "Хотела бы высказать свое мнение с точки зрения "первостольника". Считаю преждевременной отмену уведомительного режима, поскольку система МДЛП "тормозит" и аптека не может ждать ответа более часа после приемки. В противном случае лекарства будут "залеживаться" у нас сутками. А это значит, последуют отказы. Запасов, чтобы перекрыть дефектуру, у нас нет. И нет свободных площадей, чтобы складировать коробки с принятыми препаратами до получения ответа системы".