Трудности ценообразования бьют по экспорту лекарств
Предстоящий пересмотр цен — самый масштабный за тот многолетний период, когда государство регулирует цены на сегмент ЖНВЛП.
Титова Лилия
Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО)
Вопрос методики пересмотра активно обсуждается последние полтора года, однако в целом каких–либо значительных изменений в подходе к системе не наблюдается. Остаются те же риски, про которые неоднократно говорил СПФО: проблематика низкого ценового сегмента, проблематика лекарственных препаратов, рентабельность производства которых уже находится на пределе, и влияние уровня российских цен на экспорт.
Ведь при организации экспорта покупатели обязательно смотрят на цену лекарства в стране–производителе и не настроены покупать его по более высокой цене. В случае если лекарственный препарат выпускается на пределе рентабельности, экспорт становится невыгодным для отечественного фармпредприятия. Хотя потенциал для сбыта может быть весьма большим.
Что касается дешевых лекарственных препаратов, чтобы они не исчезли с полок аптек, целесообразно не пересматривать цены на них в сторону уменьшения ни при каких условиях. Конечно, это тоже полумера: по ряду позиций рентабельность уже близка к нулю. Возможно, на какие–то очень недорогие лекарства стоит поднять цены на коэффициент, больший, чем инфляция, исходя из фактических затрат на производство.
Исходя из опыта предыдущих лет, риск значительной дефектуры по итогам грядущего пересмотра цен все–таки незначителен. Во–первых, большинство МНН представлено на фармрынке двумя и более производителями. Во–вторых, социальная ориентация отрасли оказывает влияние: к снятию с поставок того или иного препарата компании подходят очень осторожно.
Тем не менее надо смотреть на ситуацию реально: часть привычных для всех нас торговых марок, возможно, исчезнет с прилавков аптек. Адаптация к новым торговым наименованиям — неизбежный процесс, с которым столкнутся врачи и пациенты.
С финансовой же точки зрения выиграют пациент и государство. Для производителей, дистрибуторов и аптек впереди предстоит сложный период снижения маржинальности. За ним, вероятно, последует закрытие той части оптово–розничного звена, которая и сегодня работает на пределе своих возможностей. В то же время особого повода для беспокойства не вижу: количество аптек и дистрибуторов в России превышает европейские показатели.
Так что процесс пересмотра цен, где акцент сделан на производителя, затронет и дистрибуторов, и аптеки, и больницы, и пациентов.