20.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
20.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

У нас любят говорить, что аптеки виноваты

На мой взгляд, на все 100% критика в адрес аптек обоснованной не была. У нас журналисты очень любят привлекать внимание к социально чувствительным темам, к которым относится и лекарственное обеспечение.

Ягудина Роза Исмаиловна
Председатель правления региональной общественной организации "Московское фармацевтическое общество", проф., д.фарм.н.

Поэтому пресса и телевидение с удовольствием используют лекарства как средство привлечения внимания аудитории. Конечно, аптеки не обязаны делать запасы, например, противовирусных препаратов. Есть минимальный ассортимент, который аптечные организации всегда должны иметь, думаю, с этим ассортиментом перебоев не было. Но надо понимать, что общество само поставило аптеки в такие условия, когда приравняло их к коммерческим объектам. Сама система регулирования их деятельности, формирования доходности не создают условий для того, чтобы аптека получала доход не за счет разницы в цене, а за счет своей профессиональной деятельности.

Подход к регулированию аптечной отрасли без учета ее особенностей и привел к тому, что принятые законы в поддержку конкуренции подорвали функционирование аптеки в полноценном объеме. Все говорили, что большое количество аптек будет способствовать развитию конкуренции. А на самом деле это привело к тому, что аптеки теряют товарооборот, свою мощность, не могут поддерживать необходимый ассортимент лекарственных средств, вынуждены брать кредиты. А если бы аптека была мощной и у нее были хорошие финансовые условия, она бы на лучших условиях заказывала лекарства у дистрибуторов, у нее были бы более низкие цены и больше возможностей по поддержанию ассортимента. Но, с другой стороны, за последнее десятилетие многое изменилось и в плане подготовки кадров, и управления отраслью, и кадрового состава, в отрасль пришло много непрофессионалов, без фармацевтического образования. К тому же у нас все еще не сформировалось сильное профессиональное лобби. Поэтому часть аптек и позволила себе пополнить свои финансы за счет ситуации резкой востребованности противовирусных лекарственных препаратов во время эпидемии гриппа и ОРВИ.

В странах со страховой медициной лекарства отпускаются по страховке, и обязательно нужен рецепт. У нас же этого принципа нет. Продажа рецептурных препаратов без рецепта у нас формально запрещена, это нарушение лицензионных условий, но де-факто это происходит сплошь и рядом.

У нас нет массовых образовательных программ для населения. Есть несколько передач на ТВ, но там преобладает рекламный компонент. Сами же журналисты эту ситуацию и создали. Яркие заголовки о нехватке препаратов, массовых очередях, смертях от гриппа. У нас не так много поводов, которые привлекают внимание… Что ж, тема здоровья всегда привлекает. Даже люди, которым и не нужны были лекарства, пошли и купили их впрок. А потом выкинут их. Посмотрите, сколько лекарств остается после того, как эпидемия ОРВИ проходит? Может быть, тот же Тамифлю и не был бы так нужен, если бы про него не писали, что нет возможности его купить. Вот все и бегали по аптекам, искали его и покупали впрок, а вдруг потом не хватит. Еще живы в головах воспоминания о всеобщем лекарственном дефиците.

Оказать влияние на ситуацию профессиональные сообщества могут. Если бы создатели телевизионных программ о здоровье, профилактике и лекарствах приглашали профессионалов, а не просто известных персонажей, готовых покричать, поговорить о том, что не всегда соответствует действительности. Складывается впечатление, что основная задача этих телепередач — не что–то разъяснить населению, а создать рейтинг и лучше продать рекламу. Образовательные передачи очень нужны, но они не должны полностью зависеть от рекламных поступлений, при этом хотелось бы видеть их интересными, яркими, динамичными и современными.

Можно было бы постоянно предъявлять судебные иски к СМИ, но это нереальная задача. У крупных СМИ есть серьезная юридическая поддержка, а наше законодательство и сложившаяся судебная практика не будут способствовать тому, чтобы иски принесли аптекам пользу. Нужно формировать имидж профессии аптечного работника и защищать интересы отрасли со стороны профессиональных ассоциаций. Это было упущено в 1990–е гг. Нужно работать в этом направлении целенаправленно, методично, суды не помогут.

А если заниматься исками к СМИ, на это уйдет вся прибыль фармотрасли, все суды мы не выиграем, а заслужим репутацию кляузников. А потом те же СМИ будут писать и говорить, что затраты на суды закладываются в стоимость лекарств.

Считать политику нападок на аптеки целенаправленной? Не думаю. Ведь чтобы сделать это — дискредитировать целую отрасль, надо провести очень большую работу. Если бы одно–два издания выступали планомерно против аптек, а так все друг у друга переписывают. Думаю, лекарства — это просто горячая тема, которая привлекает интерес и внимание людей, на чем журналисты делают рейтинги.

У нас ведь любят говорить, что аптечные работники всегда и во всем виноваты.

 

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024