24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Упрощенный режим дал аптеке возможность продолжить работу

Ну что ж, первый год — он трудный самый... Лекарственный коллапс 2020-го был вызван недоработками самой системы МДЛП.

Лонзингер Павел
Коммерческий директор ООО "Гармония здоровья"
И он бы продолжился, если бы не успели сделать необходимые послабления (речь идет о "схеме 702", позволяющей отпускать маркированные препараты, не дожидаясь подтверждения от системы).

Прогнозировать что–либо на будущее достаточно сложно: сама система маркировки находится, по большому счету, в стадии постоянной доработки. Особых улучшений мы в ближайшей перспективе не ожидаем. Ведь любое изменение требует "обкатки", устранения недоработок, получения обратной связи и исправления ошибок. Поэтому и второй год взаимодействия с системой МДЛП вряд ли будет легкой прогулкой для аптек и других представителей фармацевтической отрасли.

Как изменила маркировка аптечные бизнес–процессы?

Прежде всего, пришлось вносить серьезные изменения в отраслевое программное обеспечение, проводить дополнительное обучение наших сотрудников. Как таковые бизнес–процессы остались в основе своей неизменны. Однако увеличилось время их реализации. Например, оприходование товара теперь длится дольше. В связи с этим усилилась нагрузка на персонал в самой аптеке и потребность в ИТ-специалистах для обеспечения корректности работы системы МДЛП и ее взаимодействия с нашим программным обеспечением. Поэтому очевидно, что в итоге мы видим повышение затрат - без очевидной выгоды от внедрения маркировки конкретно для аптечной сети.

Основная проблема в области ИТ — это "коммуникация" с самой системой МДЛП на программном уровне… И очень слабая техническая поддержка со стороны "Честного знака": ответов на запросы приходится ждать даже не часами, а днями. Специалистам остается применять максимум усилий для поиска решений тех или иных проблем.

Важную проблему со стороны ИТ представляет и пересорт продукции при внутренних перемещениях. Плюс обязательное наличие кода DataMatrix для возможности каких-либо манипуляций с товаром. Времени на любое перемещение теперь требуется гораздо больше. Что касается возвратов поставщику, то они, к счастью, единичны и потому не рассматриваются нами как критичные.

Для исключения дефектуры теперь необходимо очень плотно работать с поставщиками, чтобы разделить в накладных маркированные и немаркированные препараты. Это позволяет быстрее оприходовать хотя бы немаркированные лекарственные средства. На пользу идет дробление накладных на более мелкие: меньше нагрузка на оператора, меньше ошибок, а последствия тех ошибок, которые есть, оказываются менее критичны.

В целом мы отмечаем рост затрат, и не только из–за отмены ЕНВД в связи с реализацией маркированной продукции. Увеличение представляет собой скорее комплекс расходов. Этот комплекс включает в себя:

  • собственно усиление налоговой нагрузки из-за отмены ЕНВД;
  • увеличение фонда оплаты труда в ИТ–направлении;
  • в целом рост ФОТ из–за большей нагрузки на операторов и большего количества смен (особенно в пиковые периоды);
  • потери в реализации из-за дефектуры лекарственных средств;
  • потери из-за роста цен на остатки немаркированных препаратов;
  • потери от списаний;
  • потенциальные штрафы из–за ошибок в работе системы МДЛП (они ожидаются в самом обозримом будущем);
  • дополнительные затраты на модернизацию касс и программного обеспечения в связи со сменой налогового режима.

Факторов много, и поэтому сложно выделить влияние какого–то одного из них. Однако мы можем оценить увеличение именно налоговой нагрузки: она выросла в несколько раз.

Чтобы нивелировать рост расходов, мы видим несколько решений: повышение качества аптечных продаж, улучшение доходности ассортимента и увеличение наценки. Некоторые коллеги вынуждены сокращать инвестиционные вложения. В общем, ничего хорошего.

Не добавляет оптимизма и единственный потенциальный фактор роста затрат — грядущая административная ответственность в т.ч. за несвоевременное внесение информации в систему МДЛП. Учитывая то состояние, в котором находится система, данная мера навряд ли станет продуктивной. Эффект от ее внедрения будет скорее обратным.
Возможные штрафы для аптек из-за несвоевременного внесения информации, безусловно, учитывались нами при принятии тех или иных решений в ходе внедрения системы в нашей аптечной сети. Мы старались минимизировать эти риски. Но, скорее всего, полностью избежать штрафов не получится у многих участников лекарственного обращения — причем, возможно, и не по их вине. Надеемся, что при решении вопросов об административной ответственности будут учтены все сложности внедрения маркировки, и они не лягут дополнительным бременем на аптеки, медицинские организации, фармдистрибуторов и производителей лекарственных средств.

Помогает ли маркировка в борьбе с фальсификацией препаратов?

Оценить это сложно, но скорее нет, чем да. По крайней мере, в нашем аптечном звене. Мы как аптечная сеть работали и продолжаем работать только с крупными дистрибуторами. Никаких сомнительных прямых контрактов не заключаем и поэтому с грубыми нарушениями в данной области не сталкивались. Возможно, в дистрибуторском звене вопрос стоит острее. Но нам пока неизвестны такие ситуации, чтобы с введением обязательной маркировки дистрибуторы выявили у себя на складах фальсификат. Скорее, более четко стали отслеживаться забракованные, карантинные и "сроковые" партии. Наверное, непосредственно для потребителя система маркировки имеет дополнительную ценность, но пока мы видим лишь единичные случаи реакции посетителей на маркированные препараты.

Что касается упрощенного режима, то хотел бы подчеркнуть: только благодаря ему мы имели возможность не прекращать работу наших аптек и обеспечивать наличие лекарств на полках. И получили время и возможность заниматься настройкой системы без риска значительной дефектуры.

На мой взгляд, необходима более прозрачная процедура принятия решений, касающихся функционирования системы МДЛП. Нужно больше консультаций с участниками лекарственного рынка. Было бы большим подспорьем и согласование льготного налогового периода при переходе с ЕНВД.

Полезным решением стала бы и отсрочка выплаты штрафов — или же их отмена — при устранении замечаний по взаимодействию с системой МДЛП... Хотелось бы как минимум двух-трехлетнего моратория на принятие других кардинальных решений в области фармацевтической деятельности. Это необходимо, чтобы дать отрасли возможность адаптироваться к новой реальности, наладить программное обеспечение, научиться работать с учетом возросших затрат и по новым правилам, адаптировать и обучить сотрудников, приспособить бизнес–процессы. Словом, фронт работ широк.

Специализированные
мероприятия