24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

"Упрощенный" режим необходим, чтобы наладить работу системы

Сегодня из десяти накладных, которые получает аптека от поставщиков, две накладные проходят по системе МДЛП с ошибками. То есть доля сбоев составляет 20%.

Маховская Виктория
Фарминспектор ААУ "СоюзФарма" по Курской области
Чугунова Валентина
Фарминспектор ААУ "СоюзФарма" по Липецкой области

Фармспециалисты давно стараются наладить работу с маркировкой в ее "полном" режиме, но каждый пятый документ от дистрибуторов в любом случае приходится проводить по "схеме 702". Бывает и так, что из десяти флаконов одного и того же лекарства восемь принимаются в системе маркировки, а оставшиеся выдают различные сбои. Иногда не читается сам знак, иногда происходят ошибки в передаче данных — причем не в аптеке, а на предыдущих этапах цепочки лекарственного обращения. Где именно произошла ошибка, определить непросто. И здесь на выручку приходит опять же "схема 702". Она разрешает фармспециалисту отпустить лекарство пациенту, даже если в электронной системе оно на данный момент "нечитаемо". Но ведь скоро действие этого «уведомительного режима» закончится. И как выходить аптекам из возникающих ситуаций?

Ранее аптечным организациям разрешалось выпускать коды для лекарственных препаратов в электронном виде и распечатывать их на бумажном носителе. С недавнего времени это запрещено. Смысл запрета понятен: изначальной целью маркировки была борьба с фальсификацией лекарственных средств, а выпуск соответствующего кода теоретически позволяет отпустить любой препарат. Вроде бы подход абсолютно верен, однако в работе аптек с маркировкой сохраняются проблемы.

С момента запуска системы прошло уже почти полтора года. Но наладить ее функционирование за это время, увы, не получилось. Ситуацию облегчила возможность применять "схему 702", которая облегчила работу, но не разрешила проблему: количество ошибок и сбоев продолжает "зашкаливать". Многое зависит и от программного обеспечения в аптечной организации. Например, компьютерная программа "Фармнет" позволяет провести отдельно по этой схеме все те лекарства, которые "не читаются" по основной схеме №416. А во многих других программах такой функции не предусмотрено, и приходится блокировать всю накладную, в которой произошел сбой. На исправление ситуации уходит до двух дней. (Все это время препараты лежат в аптеке, отпустить их пациенту нельзя.)

Чтобы принять партию, приходится сканировать каждую упаковку ЛП. Процесс приемки в результате становится очень длительным. Что делать? Либо брать в штат сотрудника, который будет заниматься исключительно приемкой, либо нагружать того фармацевта или провизора, который находится в этот день в аптеке. А ведь в сезон ОРВИ и гриппа тот же парацетамол приходит партиями в несколько сотен, а иногда и тысячу упаковок. Каждую нужно сканировать — и не дай Бог, на 600–й или 758–й произойдет сбой.

Чтобы продолжить фармацевтическую деятельность, аптечным организациям приходится принимать в штат ИТ–специалистов. И здесь встает вопрос не только о дополнительных расходах, но и о диалоге между программистом и фармацевтом. Мы проводили огромное количество вебинаров, посвященных проблематике маркировки. В том числе с участием "Честного знака". Однако фармспециалисту едва ли понятен тот язык, на котором общаются профессионалы в сфере ИТ! И наоборот: если мы начнем сейчас говорить по–латыни, мало кто нас поймет.

Правильно ли перекладывать на плечи специалистов фармации работу в области информационных технологий?

Этот вопрос, скорее, риторический…

И что мы получаем сейчас? С 1 декабря вступают в силу нормы об административной ответственности за нарушения взаимодействия с системой МДЛП. Но если идут сбои в "Честном знаке", то причем тут аптека? Если программа пока еще не доработана, а система налажена далеко не полностью, наверное, за это должны отвечать разработчики и техническая поддержка, но никак не аптечная организация.

К сожалению, прогноз на ближайшую перспективу более чем пессимистичен. Штрафные санкции при нынешнем состоянии системы МДЛП уменьшат не количество ее сбоев, а доступность лекарственной помощи для пациента. Ведь из–за регулярности таких штрафов аптеки вынуждены будут закрываться. И с чем мы потом останемся?

Сегодня остро стоит вопрос о сохранении небольших аптечных организаций — в особенности в малых населенных пунктах. Именно сейчас, в разгар пандемии, важно задуматься о мерах поддержки для сельских аптек и ФАПов. Необходима специальная государственная программа — может быть, с теми элементами, которые есть, например, в программе "Земский доктор". Пусть многие аптеки — предприятия частные, но они оказывают пациенту фармацевтическую помощь. И любое изменение их положения — в лучшую или худшую сторону – сегодня может стать критически важным.

Вот почему нужно законодательно разграничить зоны ответственности каждого субъекта, взаимодействующего с системой МДЛП. Нагрузка на аптеку стала очень велика, а не зависящих от нее ситуаций и факторов — множество. Как быть, если произошел сбой в самой программе? А если в микрорайоне отключили свет? Или на время перестал функционировать интернет?

Какие вопросы в подобных случаях могут быть к аптеке?

Продлить уведомительный режим работы с маркировкой действительно необходимо. Необходимо для того, чтобы наладить, наконец, функционирование этой масштабной системе. А пока аптеки стараются работать по 416–й схеме — и ошибки остаются все равно. Когда ошибок не будет, тогда и станет возможным безболезненный переход к полному режиму. В противном случае риск лекарственного коллапса приближается к ста процентам.

Наладить работу системы МДЛП — вот основная задача на сегодня. Если она будет решена, никакие штрафные санкции не понадобятся. А сейчас, к тому же, стартуют проекты по маркировке БАД, минеральной воды… Представляете, что случится с системой при добавлении этих новых функций?

Если состояние системы не изменится в лучшую сторону, то она просто-напросто рухнет.

Идея маркировки правильная, цель благая. Но в процессе реализации возникают вопросы, на которые важно давать оперативные ответы. И тогда со временем все должно прийти в норму.

Специализированные
мероприятия